Техника - молодёжи 1989-06, страница 56

Техника - молодёжи 1989-06, страница 56

Электронная лупа для Шерлока Холмса

Сверхчувствительный микроскоп становится незаменимым помощником криминалистов и

экспертов

Некий француз Ив Дандонио инсценировал собственную смерть. Он сжег в автомобиле труп бездомного бродяги, да так, чтобы сомнений в дорожной катастрофе ни у кого не возникло. С места происшест вия преступник скрылся уверенный: все подумают, будто погиб ои сам, и спустя некоторое время ничто ие помешает сообщникам преспокойно получить солидные страховки. Однако Дандонно и в голову ие могло прийти, что следователи прибегнут к помощи растрового электронного микроскопа (РЭМ) и без особого труда раскроют уловку. «Электронная лупа» выявила на одежде жертвы следы бензина — тогда-то и вскрылось, что авария была мнимой. Вскоре злоумышленник был арестован иа курорте под Каинами. Изменив внешность пластической операцией, тот выжидал, пока ему выправят новый поддельный паспорт и можно будет воспользоваться плодами своей дьявольской выдумки.

ВИДЕТЬ НЕВИДИМОЕ

В 1981 году геолог Лойк Лерибо оставил службу в нефтяной компании «Тотал», приобрел в долг электронный микроскоп и открыл свой собственный исследовательский центр. Обосновавшись в здании бывшего жандармского управления небольшого городка Ла-Тест на юго-западе Франции, ои стал первым и довольно долгое время единственным сотрудником новой фирмы с громким названием «Исследовательский центр прикладных систем в элек

тронной микроскопии» (сокращенно ИЦПСЭМ). Поначалу дела не клеились — за первые полгода офис не посетил ни один клиент. Однако вскоре положение изменилось, и уже через 7 лет капитал учреждения перевалил за 10 млн. франков, а в штате числилось несколько десятков высококлассных специалистов. В основном это были энергичные молодые люди в возрасте 20—30 лет.

Сегодня действует уже несколько филиалов Центра — в Париже, Бельгии, Соединенных Штатах. Всего за несколько лет сделан ряд открытий в области криминологии, электроники, металлургии; блестяще проведены многочисленные экспертизы произведений искусства из известных коллекций, а также исследования грунтов, в первую очередь песков, по заказу крупных геологоразведочных компаний.

«У каждой частички почвы своя история,— считает Лерибо.— Они как бы помият все, что с ними происходило. Увеличенные в десятки и сотни тысяч раз объекты можно фотографировать, чтобы тут же подвергнуть анализу следы химического, механического и биологического воздействия иа образец. Крупицы минералов могут поведать ие только о своих приключениях, но даже сообщить, в каких климатических условиях они находились».

Для большинства наших читателей, конечно, не секрет, что РЭМ ие позволяет видеть что бы то ни было в истинном свете, как это происходит в обыч ном микроскопе Но последнему присущ ряд недостатков, и прежде всего то.

что его разрешающая способность ограничена.

Не станем останавливаться на принципе действия электронного микроскопа — он известен и подробно описывается в специальной и научно-популярной литературе (см., например, статью М. Хацернова «Электрон в роли исследователя» в «ТМ» № 10 за 1983 г.). Поговорим лучше об удивительных возможностях таких устройств.

РЭМ позволяет человеческому взору проникнуть в неизведанный мир, сравнимый разве что с космосом. Представьте себе ничем не примечательную площадку в несколько квадратных миллиметров. Она проецируется на экран электронно-лучевой трубки, постепенно увеличиваясь в размерах. Складывается впечатление, будто вы приближаетесь к поверхности далекой и неизведанной планеты. Начинают проступать ранее неразличимые детали ландшафта — «горы», «равнины», «долины»... Наконец, изображение стабилизируется, и на экране появляется детальнейший «портрет» одной-единственной частички. При увеличении в 100 тыс. раз ее поверхность занимала бы 3 кв. км! Оператор приступает к более детальному наблюдению — с помощью так называемых переизлучаемых электронов. Это позволяет установить, из каких элементов состоит материал, а также определить химический состав каждого отдельного участка поверхности исследуемого объекта.

УЛИКИ, КОТОРЫЕ НЕ СКРОЕШЬ

Одной из самых нашумевших экспертиз, выполненных специалистами ИЦПСЭМ, стало дело, известное под названием «картины принца». Еще в 1971 году некто Торричелли-Орсини, представившись потомком известнейшего в Италии дворянского рода, сдал на хранение в парижский ломбард впечатляющую коллекцию из двух десятков картин итальянских художников XIV—XVII веков — Каналетто, Гварди, Пинтуриккьо, Чимабуэ. Доказательством подлинности полотей стал офици

I

54

Предыдущая страница
Следующая страница
Информация, связанная с этой страницей:
  1. Принцып устройства уликов

Близкие к этой страницы