Техника - молодёжи 1989-06, страница 57

Техника - молодёжи 1989-06, страница 57

альный справочник с репродукциями, а также свидетельство эксперта. Имея такие солидные поручительства, владельцу картин удалось получить заем в 2,5 мли. франков — сумму, по его мнению, вполне соответствующую стоимости этой семейной коллекции. Ломбард деньги выдал.

Шли месяцы, годы, а полотна так и оставались невостребованными. Наконец, в 1985 году ломбард решает продать картины с аукциона Только тогда некоторые эксперты стали высказывать сомнения в их подлинности. Распродажу отсрочили и обратились за помощью в ИЦПСЭМ. Всего несколько дней понадобилось, чтобы со стопроцентной уверенностью заявить: картины фальшивые!

Оператор подверг исследованию несколько кусочков краски, каждый объемом всего в кубический микрометр. Без особого труда были выделены характерные химические элементы Так, наличие в синей краске железа указывало на то, что это не что иное, как «берлинская лазурь», которую начали применять лишь примерно с 1700 года. Были опознаны также «кадмиевая желтая» и «титановые белила», появившиеся соответственно не ранее 1829 и 1900 годов. Таким образом, вскрылось, что все картины написаны никак не ранее второй половины XIX, а вероятнее всего, в самом начале XX века. Сделали это, бесспорно, талантливые художники, ио, увы, не те, чьи имена стояли на полотнах. В довершение всего выяснилось: справочник с репродукциями также фальсифицирован — в него были впечатаны и вставлены строки и даже целые страницы.

Дело кончилось тем, что в 1986 году ломбард продал заложенные лжепринцем картины с молотка, уточнив предварительно, что это полотиа, выполнен

ные в стиле венецианских живописцев, и потеряв в общей сложности около 7 млн. франков.

После этого нашумевшего случая даже самые отъявленные скептики вынуждены были признать, что РЭМ — незаменимое средство при проведении столь тонких и ответственных экспертиз. Неудивительно поэтому, что за помощью в ИЦПСЭМ частенько обращаются и французские детективы. Центр уже разработал и передал полиции специальный чемоданчик с набором оборудования для снятия проб иа микроанализ. В нем ие только традиционные инструменты (пинцеты, ножницы, резиновые перчатки и т. д.), но и особые клейкие пленки и тампоны — ими с величайшей тщательностью надлежит собирать мельчайшие, невидимые глазу частицы, оседающие иа руках, одежде, обуви жертв или подозреваемых, а также на предметах, находившихся иа месте происшествия. Эксперты ИЦПСЭМ постоянно подчеркивают, что следы, которые оставляет преступник, значат подчас гораздо меньше, чем то, что он уносит на себе с места преступления, сам того ие подозревая.

Однажды, когда к Лерибо были вынуждены обратиться сыщики из самого ФБР, то хватило всего нескольких песчинок, снятых с трупа американского полицейского, чтобы определить подлинное место, где произошло убийство. Правда, для этого пришлось досконально обследовать грунты на местности в сотню квадратных километров. В других случаях убийцу удалось найти по трем ниткам с его одежды. Стоит ли говорить, что каждый раз это повергало преступников в сильнейшее замешательство.

Места для тайн практически не остается. Человеку не скрыть, что он делал в недалеком прошлом, каких предметов касался, по какой земле ходил, в каком

доме бывал Пылинки и волоски, следы пудры и побелки, ворсинки и растительные волокна — по крохам, осевшим на теле или одежде, РЭМ безошибочно восстановит любую ситуацию.

Сейчас ИЦПСЭМ занят разработкой технологии обнаружения микроотпечатков пальцев, что позволило бы об легчить традиционную дактилоскопическую экспертизу, в соответствии с которой во Франции, например, требуется идентификация минимум 17 характер ных признаков. Новый метод Лерибо основан на изучении микроскопических составляющих — мельчайших фрагментов папиллярных лииий и даже конфигурации расположения пор на коже.

* * *

В последнее время сфера деятельности ИЦПСЭМ распространяется и в область промышленной экспертизы, в первую очередь в микроэлектронику. Насколько это важно для современных сверхточных технологий, едва ли стоит и говорить, ведь ничтожная неполадка всего в одном чипе, случается, выводит из строя сложнейшую электронную систему, от телевизора до ракеты. Отныне же фирмы — производители электронной техники могут проводить безошибочную дефектовку комплектующих микросхем, проверять качество сборки изделий. Появляется возможность вскрывать брак иа ранних стадиях производства.

Таким образом, «электронная лупа» перестала быть экзотической игрушкой в руках ученых, а стала надежным помощником специалистов в их повсед невиых делах.

По материалам зарубежной печати

Выстрел оставляет следы и на одежде того, кто держит в руках оружие. Растровым электронным микроскопом (РЭМ) даже при слабом увеличении удается обнаружить среди текстильных волокон инородные частицы самой разнообразной формы (I). При более сильном увеличении (в ПО раз) видно различие структур синтетических, хлопковых и шерстяных тканей (2). Для дальнейшего исследования выбран шарик (выделен желтой рамочкой). Под воздействием так называемых переизлучаемых электронов он выглядит более четким (3), из чего эксперты сделали вывод что это скопление каких-то тяжелых частиц. Дальнейшее увеличение (до W00 раз) и наблюдение при помощи вторичных элект

ронов (4) позволяют установить, что шарик состоит из множества микросфер. В конце концов формируется изображение, яркость фрагментов которого зависит от атомной массы составляющих элементов Подключив специальный анализатор, сопряженный с РЭМ, можно определить состав, характерный для соединений свинца, сурьмы или, скажем, бария.

В результате проведенного анализа криминалисты вынесли заключение: перед ними расплавившиеся продукты сгорания, возникшие при выстреле, то есть частицы пороха и металлов Присутствие их на одежде подозреваемого может дать ценную информацию для следствия.

55