Техника - молодёжи 1989-07, страница 41ный, который работает «на прием», и глаз духовный, который работает «на выдачу». И с помощью никаких ухищрений, никаких новейших данных, связанных с анатомией глаза, мы не сможем «вывести» ни Рублева, ни Микеландже-ло, ни Моне... Никого! Как не «выведем» и смену способов восприятия окружающего, которое происходило и происходит в истории человечества. Точно так же, как из биомеханики и физиологии человеческого тела мы не выведем» танца Плисецкой Ведь еще Пушкин говорил: «душой исполненный полет». Душой, а не ногами! + М. Г. Ярошевский: РАЗРЕШЕНО ВСЕ, ЧТО НЕ ЗАПРЕЩЕНО. Чем объясняется огромный научный интерес к исследованиям Ю. В Гуляева и Э. Э. Годика? Тем, что оии получили убедительное научное обоснование загадочным явлениям человеческой психики. Если пойти этим путем дальше, то феномены будут все больше и больше укладываться в исторически сложившуюся парадигму. На протяжении века не затихает спор: психоанализ — иаука или нет? И казываемое им — не жульничество и не махинация, а зрелище, достойное публичной демонстрации. Известные психологи, работавшие в одном секторе со мной, заниматься проверкой посетителя-мага категорически отказались, а я, отчаянный эмэиэс, которому терять, в сущности, было нечего, согласился. Присутствовал на опытах, бывал у него на квартире. Подолгу с ним беседовал, изучал огромную папку с отзывами о его демонстрациях. То, что реально я видел в его опытах, все укладывалось в традиционное классическое представление об идеомотор-ных актах. Меня поражала его чрезвычайно высокая чувствительность к незаметным движениям и, что самое удивительное (и на что обычно не обращают внимания), его обостренное обоняние. Однажды мы сидели у него дома на Песчаной (он жил на 5-м, кажется, этаже), и вдруг Мессинг говорит: «Сейчас в подъезд входит знакомый». Через минуту раздается звонок.. Я спрашиваю «Как вы узнали?» Он всяческим образом уходил от ответа, потом признался: «По запаху...» Его обонятельная чувствительность была поразительной. Так собаки, находясь в нескольких километрах от разыскивае- или реальность? хотя существует психоаналитическое сообщество, поддерживаемое миллионами людей, и психоанализ повсюду излагается в учебниках, однако среди академических психологов до сих пор господствует мнение, что это не наука, а вера. А где вера, там остается молиться.. Поэтому вопрос о том, что есть иаука, а что не наука, должен рассматриваться и в историческом, и в социокультурном аспекте Для той среды, в которой психоанализ возник, он рассматривался, несомненно, как наука, дающая эффект. Иное дело социокультурный аспект нашей страны: в 20-х годах психоанализ считался наукой, а в 30—40-х был отнесен уже к лженауке, идеализму, не совместимому с материализмом Как историк науки, я хотел бы привести некоторые факты из своей жизни, которые могут быть небезынтересны. В 50-м году я был председателем комиссии, которая обследовала Вульфа Григорьевича Мессиига. Он бежал в СССР из Польши за несколько часов до вступления в нее немецких войск. Как он мне сам говорил — предвидел, вроде болгарской Ванги, вторжение... Но, думаю, это так носилось в воздухе, что ие нужно быть провидцем, чтобы понять грядущее. У иас поначалу его никто не признавал, считали жуликом, авантюристом. В Институт философии АН СССР, где я работал младшим научным сотрудником, пришел человек с огромной шевелюрой и с отношением от Управления цирков в руках, умолял выдать ему какую-нибудь справку, что по мого объекта, могут «унюхать» его. Опыты с Мессингом проходили в малом конференц-зале института Жюри дало такое, например, задание у одного философа, сидящего в 12-м ряду, достать из кармана маленькую виселицу (?!), а у другого, сидящего в 20-м ряду, взять газету с изображением одного политического деятеля (предаваемого в ту пору анафеме), вырезать его портрет и... повесить на ту виселицу Мессинг все это сделал Словом, виденное мною вполне укладывалось в традиционные представления об идеомоторных актах, о субсенсорной чувствительности. Об этом я написал в заключении, и тогда Мессингу разрешили выступать! Но при условии перед каждым концер том должен зачитываться мой пространный трактат. Недавно опубликованы воспоминания Вульфа Григорьевича, в них полностью приведен тот текст. Насколько мне известно, знаменитый артист избегал разговоров о каких либо своих феноменальных способностях, выходящих за пределы того, что укладывалось в выданную ему справку с естественнонаучным объяснением. + Михайлов Ф. Т.: ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА — ОРУДИЕ ЕГО ДУХА. Изучение психических явлений нетрадиционными методами происходит на трех уровнях. Теоретический уровень, по крайней мере, то, что я читал о парапсихологии, несколько сомнителен .. Демонстрация способностей экстрасенса ми на эмпирическом уровне прямо-таки поражает мое воображение. Ну а практический уровень — это я испытал иа себе, когда меня вылечил один из пред ставителей нетрадиционной медицины. Но вот вопрос: что называть традици ями? Я знаю две, по крайней мере Одна восходит к античности,когда микрокосм человека пребывал в гармонии с макрокосмом. И даже великий систематик Аристотель не испортил целостного представления об одухотворенном, еди ном мире Более позднее противопостав ление телесной и духовной сущностей человека — это уже новое «прочтение» его глазами того века, когда душа с телом расстались! Выходит, что нетрадициониы-то отнюдь не парапсихологические исследования Напротив, они очень здорово укладываются в определенную философскую традицию! Просто мир точных наук прибегает к одним средствам конструирования, философский к другим Но они то и нужны при оценке парапсихологических явлений. Почему же по настоящему далеки от психологии те методы, самое название которых декларирует их традиционность? Не потому ли, что к психическим явлениям мы чаще всего подходим с физикалистских позиций, вследствие чего человек как раз и предстает разъя тым на душу и тело Это въелось Это фокусы нашего европейского мышле ния, заставляющие нас даже ответ на сакраментальный вопрос: что происходит в душе человека? — искать в теле, ограниченном кожей. . Может быть, в поисках ответа на этот вопрос стоит привлечь какие-то иные объекты, тела и даже взаимодействия, в том числе глобальные — информационные, космические и т. п.? Иные отношения к физическим явлениям, с моей точки зрения,— парапсихологические То есть — около! Человек выступает как существо, ак тивно творящее космос, а не пассивно воспринимающее воздействие его окружения. Как и все живое, он не только отражает, он конструирует мир! Это подтверждено на очень тонких опытах, проведенных в лаборатории восприятия Института общей и терапев тической психологии В результате моделирования на машинах, созданных в той же лаборатории, доказано: элементарные перцептивные процессы, а попросту говоря, элементарное восприятие есть искажение действительности! Ины ми словами, восприятие строит образ предмета по потребности. По предмету На предмете. Вместе с предметом. Ибо: восприятие — чего?.. Без ответа на этот вопрос восприятия не существует. Оно активно, оно — природотворящее «на туро натурас»! Деятельность человека есть не что иное, как содеятельиость, причем не только с другими людьми, хотя это и прежде всего, ио также и содеятельиость мира. Понаблюдайте за тем, как известные экстрасенсы с помощью наводящих воп 39
|