Техника - молодёжи 1989-10, страница 64

Техника - молодёжи 1989-10, страница 64

Топор—остер, да и колун—не туп!

Колун — дровосечный топор, секира, узкий, тяжелый, на долгом топорище.

В. И. Даль

Геннадий МИРОНОВ,

кандидат технических наук

Для настоящего мужчины разбить крутым колуном чурбаны на звонкие поленья — труд скорей приятный, чем тягостный. Кому приходилось рубить дрова — знает, что массивным колуном можно и увесистую колоду развалить надвое с одного удара.

Казалось бы, острым топором скорее разделаешься с толстым чурбаном, однако опытный дровосек берет в руки более тупой и тяжелый колун. И он прав — ибо при этом одновременно использует и немалую силу удара, и раздирающее волокна древесины действие клина.

Однако, когда требуется расщепить несметное количество древесины для технологических целей — при изготовлении бумаги, спирта, для отопления цехов и т. д.,— удовольствие превращается в тяжелую и нудную работу. Попытки ее как-то облегчить предпринимались с давних пор. Так, еще в 1808 году в каталоге испанского инженера Августина Бетанкура (кстати, много лет прослужившего в России) среди 150 известных в то время механизмов можно было найти и чертеж механизированного колуна с осью, продетой сквозь рукоятку. Вращающийся кулачок давил на ее конец, колун поднимался и затем падал на подставленную чурку (рис. 1).

Но только в начале нынешнего века стали работать первые железные дровосеки. По принципу действия эти несложные механизмы мало чем отличались друг от друга. Например, колющий клин одного из них (р и с. 2) располагался на кон

це рычага, совершавшего колебательные движения относительно оси. Сам же рычаг приводился в движение от кривошипного колеса через шатуи.

Еще проще выглядел колун с бойком (р и с. 3). У него сам шатуи заканчивался клином и сверху бил подставленную чурку. Одна часть работы — расколка — выполнялась машиной. Но оставалась другая, не менее трудоемкая и довольно опасная — подносить чурки к колуну и подставлять их под клин.

В 1919 году уральским инженером Володихиным был изобретен принципиально новый тип колуна — ротационный. Чурка плашмя подсовывалась под двухлезвийный нож, вращающийся на горизонтальном валу, и раскалывалась от удара по боковой поверхности. Ротационные колуны долгое время работали на разделке дров. Но и у них был существенный изъян: поленья при ударе разлетались в разные стороны, угрожая рабочим, обслуживающим станок (р и с. 4).

Правда, изобретатели еще не раз возвращались к идее колки таким способом. В одном из устройств (а. с. №595162, рис. 5) чурка, положенная плашмя, расчленяется вертикальным колуном, но не вся сразу, а постепенно. Вначале она с торцов надкалывается двумя клиньями на плашку заданной толщины, а верхний клин уже довершает дело — несильным ударом раскалывает заготовку вдоль.

И все-таки более распространенными и безопасными стали горизонтальные колуны с клином, бьющим в торец чурки. Они еще в 20-х годах применялись на Урале, где для металлургических заводов требовались горы древесного угля, а значит, и дров. Такое устройство одним движением раскалывало полено длиной почти полтора метра и диаметром до 60 см (р и с. 6). Эти колуны работали на лесозаготовительных предприятиях, пока не сменились более технологичными дровокольными станками.

О

с;

VO

о

Суть их в том, что ранее подвиж- К ный клин жестко закрепили, а опор- U ная поверхность пришла в движе-ние и стала толкающей, то есть чур-ка надвигалась на клин. Эта идея «ук возникла давно (известен советский патент №227 1924 года), но ^ лишь в 1933 году механиком Ряб цуном из треста Севлес (Архангельская обл.) была испытана конструкция колуна с цепным толкающим упором. Цепь, на которой он закреплялся, перемещалась по замкнутому контуру (р и с. 7). Чурка с помощью толкателя попадала на специальный лоток, раскалывалась колуном, и тем же толкателем поленья сваливались на приемную площадку. Таким образом сразу совмещалось несколько операций, так что обработка бревен шла почти непрерывно. Редко на каком лесозаготовительном предприятии сегодня не встретишь эту простую и надежную конструкцию.

Но и подобные колуны страдали существенным недостатком — для толкания требовалось слишком большое усилие. В какой-то степени снизить его можно было, обеспечив постоянное качание клина при внедрении в древесину, что и сделали (а. с. № 751628, рис. 8). Здесь клин, установленный на оси, приводится в движение кривошипно-ша-тунным механизмом. Впрочем, это не намного повысило эффективность работы цепных колунов.

С применением гидравлики усилие возросло до 30 т. Теперь чурку толкал гидроцилиндр, точнее, блок цилиндров, включающихся в работу в зависимости от толщины чурки. За один толчок такой станок разваливал чурбан метрового диаметра сразу на несколько частей. Это обеспечивалось соответствующей формой ножевого блока, заменившего простой клин. У него появились горизонтальные отростки-перья (а. с. № 505561, рис. 9). Теперь чурку можно было за одно движение толкателя расколоть на четыре и более частей. Если нет

63