Юный техник - для умелых рук 1979-01, страница 14

Юный техник - для умелых рук 1979-01, страница 14

Есть у древесины замечательное свойство — расщепляться вдоль волокон под действием клина. Именно это свойство используем мы, когда колем дрова, расщепляем лучину. С глубокой древности и до изобретения пилы доски для строительства и других хозяйственных нужд получали исключительно раскалыванием бревен вдоль волокон. Но и позже, когда появились пилы, деревенские зодчие предпочитали изготавливать доски для кровли по старинке И вот почему. Пила, перерезая древесные волокна, открывала доступ влаге внутрь доски, и от этого она быстрей загнивала. У колотой доски цельность волокон не нарушалась, а значит, и кровля из таких досок могла служить дольше.

Уже давно на смену кровельным доскам и щепе пришли жесть и шифер, а на смену светцу с березовой лучиной— электросветильники, но люди по-прежнему продолжают использовать чудесную способность древесины расщепляться вдоль волокон. Их привлекает высокая декоративность колотой древесины: ее блеск, красивый текстурный рисунок и сочные янтарные оттенки.

Настенные панно, светильники, карандашницы, газетницы и ширмы — вот далеко не полный перечень того, что можно сделать из лучины. Но прежде чем вы попытаетесь смастерить хотя бы самую простую вещь, нужно научиться правильно колоть древесину. Для работы достаточно иметь всего два инструмента: обыкновенный столовый нож с широким лезвием и топор по руке. Любое полено можно расколоть двояко — в тангентальном направлении (рис. 2а) и в радиальном (рис. 26). Если полено раскалывать так, чтобы плоскость раскола проходила через сердцевину, то получатся баклуши, у которых поверхности скола будут радиальными. А если раскалывать в любом другом направлении, то поверхности скола будут Всегда тангентальными. На любом куске дерева радиальный и тангемтальный сколы можно определить по рисунку годичных слоев. На первом годичные слои предстают в виде параллельных

полос, а на втором — в виде характерных дугообразных волнистых линий.

Чтобы пол/чить лучины с желаемым сколом, годичные слои в бруске-заготовке также должны иметь определенную направленность. Так, например, лучинки с тангентальными плоскостями раскола можно получить от бруска, у которого годичные слои параллельны узкой его грани (рис. За). Если же годичные слои в бруске параллельны самой большой его грани, то лучины будут получаться с радиальным сколом.

Имейте в виду, что не все деревья одинаково раскалываются во всех направлениях. Например, древесина дуба хорошо раскалывается только в радиальном направлении. Сердцевинные лучи, расходясь во все стороны от сердцевины, совпадают с плоскостью радиального раскола и тем самым облегчают раскалывание. При тангентальном расколе они, наоборот, словно суровыми нитками стягивают древесные волокна. Эти особенности дуба учитывают бочары, когда заготавливают колотые клепки для бондарной посуды.

Древесина осины и тополя благодаря слабо развитым сердцевинным лучам хорошо колется во всех направлениях. Поэтому она является основным материалом при производстве спичек.

Хорошо колется во всех направления* и сосна с елью, хотя в радиальном направлении лучше, чем в тангентальном.

Имеет значение и ширина годичных колец. Более чистый и ровный скол бывает у мелкослойной древесины.

Если поместить лучину напротив горящей лампы, то лучина как бы засветится мягким теплым светом. Возьмите сразу несколько лучинок из древесины разных пород и сравните их цвет и рисунок. Каждая из них будет светиться по-своему. Древесные волокна осины против света из белых превращаются в золотисто-соломенные. Придлерно такой же цвет приобретают лучинки тополя и липы. А лучинки более плотной древесины березы просвечиваются слабее — они окрашиваются в густой желто-охристый цвет. Особенно красива на просвет древесина хвойных деревьев: сосны, ели, лиственницы и кедра. Лучины этих деревьев против света словно наливаются янтарем самых разнообразных оттенков — от светло-оранжевого до малиново-красного Множество оттенков имеют лучинки из сосны. Почти малиновый цвет приобретают те их участки, которые расположены близко к сучкам и содержат много смолы. На просвет хорошо различается текстура, которая делает древесину еще более выразительной.

Все эти особенности нужно учитывать в первую очередь при работе над различными светильниками. С декоративными полями абажур можно набрать из лучинок с различной окраской, чередуя сосновую лучину с осиновой, липовую с еловой. Чередуя две темноокрашен-нь:е лучины с одной светлоокрашенной

и наоборот, вы можете строить композицию на четком ритме цветовых пятен. Лучины из цветной древесины оль* хи, дуба, яблони, груши и вишни почти совсем не просвечиваются, поэтому для светильников их редко применяют.

Во всех щепных изделиях отдельные лучины необходимо связывать друг с другом бечевками из конопли, льна, мочала или сосновыми, еловыми и кедровыми корнями. Нежелательно применять бечевки из синтетических материалов, которые плохо сочетаются с деревом. Для гибких соединений, например у газетницы, нужны льняные, мочальные и конопляные бечевки, а для жестких, например для абажуров,— корни ели, сосны и кедра.

Поскольку у абажура должна быть жесткая конструкция, лучины друг с другом желательно соединять еловым или сосновым корнем. Если корни заготовить не удалось, то вместо них используйте бечевки из луба или пеньки. Только в этом случае с внутренней стороны абажура для жесткости укрепите обручи из лучины или из ивового прута.

В лесу, где растут хвойные деревья, заготавливать корни можно в любое время года, кроме зимы. Корни нужно собирать около выворотней — деревьев, вывороченных с корнем бурей Чаще всего от ветровалов страдают ели, поскольку у них корневая система расположена близко к поверхности. Не ищите тонких корней на вывороченном корневище — их там нет. При падении дерева они оторвались от корневища и остались в земле. Значит, искать их ьадо по краям лунки, оставшейся от вывороченного корня. Присмотритесь внимательно, и вы увидите торчащие из земли концы корней. Слегка потяните за такой конец, и он окажется у вас в руках. Длина отдельных еловых корней достигает нескольких метров, хотя толщина редко превышает толщину обыкновенного карандаша. Собранные корни промойте в воде и очистите от коры. Очищенные, они станут примерно в два раза тоньше. Смотайте их в небольшие клубки и можете хранить долгие годы. Засохшие корни теряют эластичность. Поэтому перед применением распарьте их в течение 5—10 мин в горячей воде. Корни станут гибкими. Слишком толстые корни расщепите на две-четыре части.

Заготовив необходимые материалы, приступайте к работе. Прежде чем расщеплять заготовку на тонкие лучины, увлажните ее: положите в какую-нибудь посуду и залейте горячей водой. Через полчаса сделайте пробу. Если заготовка плохо расщепляется, то еще подержите ее в воде. Если же, наоборот, она слишком набухла, то немного подсушите ее. Нож, которым вы будете расщеплять заготовки, не должен быть очень острым. Иначе он будет резать, а не расщеплять древесину, нарушая целостность волокон. Расщепляя про-

14