Юный техник - для умелых рук 1974-09, страница 16Года три назад я отдыхал в Друски-нинкае. По берегам Немана теснились сосновые леса. Воздух опьянял хвой-ным ароматом, земля желтела от россыпей лисичек. Но мне было не до лисичек. Увлеченный красотой друскинин-кайской сосны, бродил я по лесам, запрокинув голову. Причудливые изгибы сосновых веток удивляли красотой рисунка, смелыми и резкими изгибами. Над головой висели кольца, узлы, спирали... Случайно набрел на вырубку. Большими кучами лежали свежие сосновые ветки. Я благодарил судьбу, подарившую мне наслаждение рыться в этих завалах. Сеял мелкий осенний дождь, а я, вооружившись самодельной пилкой, пилил, перебирал сучья, угадывал формы будущих предметов и пилил, пилил... Отдых обрел смысл. Заново пе-релланировались будущие вечера, субботы, воскресенья. На обратном пути купе поезда загромождал большой картонный ящик с сучьями. Попутчики недовольно хмурились, но, узнав о содержимом ящика, просили показать. Вскоре весь ящик был выпотрошен, пассажиры вагона теснились в дверях; наполовину обработанные сучья переходили из рук в руки, вызывая изумление. Потом ящик уже никому не мешал, во всех купе говорили о сучьях, приходили снова, предлагали свои варианты. Прошел год. Дома мы заменили стандартные светильники, пластмассовые крючки, настольные лампы. Их место заняли неповторимые по своим формам изделия из сосновых сучьев. Близкие мне люди восторженно ахали, получая в памятную для них дату необычный подсвечник, настенное бра или просто крючок для полотенца. Сучья, обреченные на уничтожение, снова стали жить, чтобы радовать людей, украшать их жизнь. Я не случайно взялся за перо. Знакомые одолевают просьбами, и новые предметы не залеживаются в доме. Ящик опустел. Но так как мой способ доступен многим, то спешу поделиться нехитрыми секретами. Для этого надо не так много. ИНСТРУМЕНТЫ: ножовка по дереву или металлу; шлнцовка; напильник плоский драчовый; напильник плоский личной; плоские и круглые надфили; набор наждачной бумаги разных номеров; дрель, сверла; кисти плоские, мягкие, разных размеров; острый нож. МАТЕРИАЛЫ: морилка спиртовая; лак масляио-смоляной 4-С; скипидар; обрезки листового дюралюминия или латуни толщиной 1 мм; клей «Суперцемент», MAPSS или БФ-2; обрезки сухих досок. Вооружившись ножовкой, мешком и фантазией, отправляйтесь на вырубки. Именно на вырубки, и только на вырубки. Не губите свежие ветки! Человек, поднявший руку на природу, не способен творить красоту. Выпиливая ветки, не спешите сразу отсечь все лишнее. Режьте с запасом, сразу продумывая и мысленно набрасывая эскиз будущего предмета. Дома отобранные сучья очистите от коры. Делайте это острым ножом, осторожно, чтобы не повредить верхний слой древесины. Мелкие сучки можно срезать совсем, оставляя небольшие ЖИЗНЬ сосновых витом наросты-бугорки вокруг них. Под споем лака темные кружочки сучков оживят предмет. Более крупные сучки можно оставить. Их длину должна подсказать ваша фантазия. Концы сучков можно либо закруглять, либо шпицовкой делать прямые или косые срезы. Косые срезы очень красивы. Ими можно украшать изделие, обращая их на лицевую сторону. Число углов, под которыми делаются косые срезы, должно быть строго ограничено. Здесь все должно подчиняться законам гармонии. Тело сучка состоит из чередующихся светлых и темных слоев дерева. При обработке сука старайтесь оставить на поверхности более темный слой. Это нетрудно сделать, к тому же он и более твердый. Радуйтесь, если в теле сука есть засохшие или сильно пропитанные смолой сучки. Они отличаются по цвету, а многоцветный сук более красив. После первичной обработки положите сук в теплое и сухое место на несколько месяцев для просушки. После просушки берите напильники, шкурки и придавайте суку окончательную форму, шлифуйте его поверхность. Срезы сука шлифуйте шкуркой, закрепленной на плоскости стола. Меняйте форму сука, но не пытайтесь придать ему вид живого существа. Людей оставят равнодушными творения неумелого скульптора, но умело показанные и облагороженные человеком творения природы вызовут радость. Обработанный сук можно либо сразу покрывать лаком, либо сначала тонировать морилкой. Не спешите тонировать сразу в темные тона. Подберите нужный тон, разбавляя морилку спиртом. Иногда хороший эффект достигается созданием плавного перехода от темного тона к более светлому. Наносите спиртовую морилку быстро, мягкой кистью. После просушки слегка пошлифуйте поЕерхность очень тонкой шкуркой и, удалив ворсинки, покройте лаком. Лак процедите через несколько слоев марли и немного разбавьте скипидаром. Наносите лак ровным тонким слоем. Следите, чтобы не было подтеков. Первый слой обычно полностью впитывается в дерево. После просушки (двое суток] снова пошлифуйте. Второй слой можно наносить более густым лаком, а после просушки снова шлифовать шкуркой. Если второй слой дал ровную пленку и нигде больше не впитался, то можете наносить последний слой лака, предварительно разбавив его скипидаром в соотношении 1 : 1. Последний слой должен дать блеск. Помните, что блеск должен достигаться не толщиной пленки лака, а более тщательной обработкой дерева. Из сучьев можно делать самые разные предметы: люстры, настенные светильники, подсвечники, настольные лампы, крючки для полотенец, вешалки для шляп — все, что увидит ваш глаз и подскажет фантазия. Настенные светильники, крючки и вешалки можно вешать непосредственно на стену или закреплять сначала на доску, а затем вешать вместе с доской. Советы здесь давать трудно, так как способ закрепления зависит от формы предмета, его размеров, назначения. В любом случае без маленьких пластинок с отверстиями типа перевернутой замочной скважины, которые закрепляются на обратной стороне, здесь не обойтись. Доска может быть любой, но лучше, если она будет из более ценных пород дерева. Прикреплять сук к доске надо с внутренней стороны, чтобы не было видно следов крепления. Красивая подставка для подсвеччика или настольной лампы получается из доски, вырезанной в форме ут;эга. Особенно если волокна дерева ид',т параллельно плоскости доски. 15 |