Техника - молодёжи 1990-04, страница 23

Техника - молодёжи 1990-04, страница 23

Время — пространство — человек

В 31 год инженер-электронщик Ман-сур Сайтов неожиданно для себя и окружающих стал рисовать. Увлечение захватило его сразу и настолько, что с работы он бежал домой, чтобы поскорее взять кисть и встать к мольберту, хотя до этого не только не рисовал, но и был принципиальным противником живописи. Считал, в нашем быстром, динамичном мире живопись умирает, что возможности цветной фотографии безграничны. «Я ошибался,— говорит он.— До тех пор, пока не узнал, что значит взять чистый белый холст и создать на нем свой мир и поделиться этим миром с другими. Кто еще не начал рисовать,— с жаром восклицает 43-летний художник,— берите чистый холст и начинайте!»

Новое увлечение позволило по-новому на стыке искусства и науки подойти к проблемам конечного и бесконечного.

«В детстве, когда у меня умер отец,— говорит художник,— я реально ощутил прикосновение бесконечности и увидел ее в виде черной трубы, уходящей в бездну пространства. По этой трубе ушел от меня отец...»

В Башкирском государственном университете, занимаясь физикой и астро-

U

О

X

У

ф

X

о

X

и ф

ю

ф

X

X

ф

U

о

X X CL

номиеи, он с разных сторон пытался подобраться к познанию бесконечности. Спустя годы появилась и серия живописных полотен: «Бесконечность», «Черная дыра», «Тени, которые возвращаются», «Одиночество», «Виток Спирали», «Прикосновение». Последние две картины, воспроизводимые на страницах «ТМ», инженер нэписал, находясь в командировке в Ираке.

В работе «Виток Спирали» Сайтов представляет встречу нашей Земли с другой планетой, которая раз во много миллионов лет посещает нашу Солнечную систему. На неизвестной планете почему-то остались следы нашей цивилизации: зиккурат из библейского Ура', старейший минарет из Самарры. Бесконечность представляется ему в виде черной безграничной бездны ночного неба. В то же время, бесконечность — это повторяемость, это раскручивание витка за витком бесконечной спирали — витков пульсирующей Вселенной.

В другой работе «Прикосновение» он хотел показать, как он, наш современник, ощущает древнюю культуру Двуречья. В центре полотна шести-тысячелетний зиккурат — многоступенчатая массивная башня, пирамидой уходящая ввысь — самое характерное строение Месопотамии. Судя по макету, увиденному им в Вавилоне, во дворе местного музея, Вавилонская башня имела такой же вид. С помощью музейного путеводителя он отыскал даже предполагаемое место этой башни — фундамент с основанием 90X90.

В Ираке сосредоточие исторических памятников, но многие пришли в упадок. Их разрушили не только время, войны, но и местные жители, которые растащили их, что называется, по кирпичику, материалу весьма дефицитному в пустыне, зато теперь часть кварталов Багдада построена из древнего вавилонского кирпича. Увы, не пощадило время и одно из восьми чудес

20