Техника - молодёжи 1992-09, страница 17

Техника - молодёжи 1992-09, страница 17
Страницы истории

(а это 3 тыс. м свободного падения) все раскрывают парашюты и приземляются. Разумеется, свадьба имела продолжение — дома, за столом, согласно вековым традициям.

Не бывать бы захватывающим прыжкам, если бы не заводилы молодежной сборной: Александр Шаковец, Михаил Ягольников, Алексей Касторнов. Они давно уже мастера, и не покрасоваться лишний раз они хотели на Красной площади или в Лужниках. На Тушинском аэродроме, где разместилось хозяйство сборной, идет своя повседневная жизнь, туда приходят, там тренируются мальчишки сорвиголовы, будущие мэтры воздушной акробатики. И опытные спортсмены заботятся о том, чтобы передать свое мастерство как можно большему числу подростков. Этой цели как раз и служат показательные выступления.

Фирма же «Парашютный мир» помогает арендовать вертолеты. У ее генерального директора Н. А. Иванова и спортсменов есть интересные планы, в частности, по развитию парашютного туризма. Они полагают, что найдутся тысячи желающих проводить дни отдыха в красивых, но малодоступных местах, каких в России немало. Попасть туда наземным транспортом сложно, так не лучше ли прыгать с парашютом сразу на место.

— Как вы хотите привлечь туристов? — спросил я А.Шаковца.

— А мы совершим групповой прыжок над Нью-Йорком и приземлимся на Бруклинском мосту,— невозмутимо ответил он.

А. АЛЕКСАНДРОВ Фото Романа ДЕНИСОВА

Реданция объявляет нон-нурс на замещение ванансий главного бухгалтера, агентов по рекламе и распространению журнала, экономиста, менеджера,_

Вячеслав ШПАКОВСКИЙ,

историк, г. П е н з а

Трофей на позиции

Разумное использование военной добычи всегда было признаком ума и рачительности победителей. Однако древние римляне украшали деревянными носами разобранных карфагенских кораблей ростральные колонны. В XVIII—XIX веках торжествующие победители из захваченных медных пушек лили колокола, а в нашем столетии трофеи чаще сдавали в металлолом...

Тем не менее в ходе второй мировой войны немало специалистов ломало головы над тем, как бы получше применить отбитое у неприятеля оружие против него самого. Особенно преуспели в этом отношении немцы, поскольку промышленная база нацистской Германии подчас уступала индустрии стран, которые она намеревалась поработить. Недаром же знаменитый «быстрый Гейнц», немецкий генерал-танкист Г.Гудериан, утверждал, что «третий рейх» проиграл войну против СССР еще в 1940 году, когда немецкие заводы выпускали в месяц до 40 танков, а советские — более 200.

Очевидно, поэтому немцы и прославились переделками трофейных танков в различные боевые машины, а уж по числу модифицированных самоходок, переоборудованных из чешских, польских, французских и даже английских танков, вермахт не знал равных. Однако как тогда поступали с башнями?

Немцы пустили их на вооружение оборонительных сооружений, в том числе «Атлантического вала» и «линии Зигфрида». Наиболее подходящими для противодесантной обороны сочли толстобронные башни французских танков «Рено» и «Гочкис», со скорострельными 37-мм пушками, чья прицель

ная дальность стрельбы достигла 2 тыс.м. Их монтировали на бетонных бункерах «А», расчет забирался внутрь сверху, через люк. Более совершенными были бункеры типа «В» и «С», имевшие бронированные двери и связанные ходами сообщения. Со временем в самоходки стали превращать и устаревающие танки немецкого производства Т-И — их башни пошли на долговременные огневые точки типа «В».

Во второй половине войны стало ясно, что слабые пушки трофейных танков не представят сколько-нибудь ощутимой угрозы для новых машин СССР и его союзников. Поэтому укрепленные районы стали оборудовать башнями весьма неплохих немецких танков «Пантера». Подобная позиция представляла собой небольшую бронированную крепость в два этажа, с жильем для расчета, складом снарядов, имелся и запасной люк для незаметного аварийного выхода. Больше того, немцы освоили выпуск упрощенного варианта такой башни, перевозившейся вместе с основанием-бро-некоробкой. Достаточно было вырыть яму и опустить в нее все сооружение. Это позволяло быстро ставить огневые точки на танкоопасных направлениях и перемещать их в зависимости от боевой обстановки. В крайнем случае огонь можно было вести с земли.

Немецким опытом воспользовались наши специалисты в период обострения отношений с Китаем в 60 — 70-е годы. Тогда на границе врывали в землю устаревшие тяжелые танки ИС без двигателей, но с увеличенным запасом еды, питьевой воды и снарядов.

Так выглядела долговременная огневая точка с башней от трофей ного французского танка.

Бункеры типа «А», «В» и «С».

Двухэтажная брониро-ванно-бетонированная позиция с башней от немецкого танка «Пантера».

Мобильный ДОТ-бро-некоробка-основание, увенчанная башней от «Пантеры».

И

838mm

I