Техника - молодёжи 1992-11, страница 23

Техника - молодёжи 1992-11, страница 23

многократно испытан и практически «готов к употреблению».

Стремление экономить время и опираться на готовое видно даже в мелочах. Например, хотя конструкторы парашютных систем предлагали создать для космонавта специальный, более совершенный парашют, все же был взят стандартный, то есть опять-таки многократно проверенный на практике.

РАЗДЕЛЕНИЕ ОТСЕКОВ. Другим эффективным способом повысить надежность систем корабля было уменьшение числа узлов, отказ которых мог бы вызывать опасные последствия. Характерный пример такого подхода — конструкция крепления спускаемого аппарата к приборному отсеку. Этот узел должен был обеспечивать разделение названных отсеков перед началом спуска с орбиты. Естественным было бы крепление в трех или четырех точках специальными замками, которые открываются одновременно. Однако ясно, что отказ даже одного из них грозит серьезной аварией, а значит, чем Меньше замков, тем выше и надежность разделения. Поэтому и здесь было принято смелое решение: обойтись одним замком. Спускаемый аппарат закрепили четырьмя металлическими лентами, как бы вжимающими его в специальное углубление на приборном отсеке. А соединялись они в одном замке, так что его открытие освобождало все четыре ленты одновременно. Конечно, подобное крепление имеет и свои недостатки, нр его простота и высокая надежность очевидны.

СИСТЕМЫ ОРИЕНТАЦИИ. Как известно, чтобы начать спуск корабля с орбиты, можно затормозить его импульсом ракетного двигателя, сориентированного по направлению полета. Подобный импульс обычно так и называют — тормозным. Многие историки космонавтики и у нас и на Западе употребляют тот же термин и применительно к «Востоку». Однако это ошибкд: в данном случае посадочный маневр не был чистым торможением.

Законы небесной механики позволяют начать спуск и с помощью вертикального импульса, как бы прижимая космический аппарат к Земле. Правда, такой спо

соб никогда не используется, поскольку расход топлива здесь в четыре раза больше, чем в классическом варианте. Но важно то, что для посадки в принципе не обязательно чистое торможение — возможна и какая-то промежуточная ориентация двигателя.

В двух первых испытательных полетах прототипов «Востока» (1960 г.) на них стояли две автоматические системы ориентации — совершенная и простая. Одна использовала инфракрасное излучение Земли и сложные гироскопические приборы. Она, в частности, позволяла сообщать кораблю и точно направленный тормозной импульс. Сейчас система такого типа стала классической. Но тогда испытания выявили необходимость доработки некоторых ее узлов, а это опять-таки требовало времени.

Вторая же система благодаря своей предельной простоте сразу продемонстрировала высочайшую надежность. Ориентиром ей служило Солнце — большой и яркий объект, который всегда легко найти. Прямо на него и направлялась ось сопла двигателя. Разумеется, при этом его импульс не мог быть только тормозящим, а имел и «прижимную» компоненту. Однако расчеты показали, что при расположении светила впереди корабля и не слишком близко к зениту, как бы на восходе, посадка вполне осуществима.

Кроме повышенного расхода топлива, подобная система еще и ограничивала выбор времени старта и длительности полета. Иначе к расчетному моменту Солнце могло оказаться на теневой стороне Земли или в особо неудачном положении. Но и то и другое вполне окупалось высочайшей надежностью и экономией времени на доработку. К тому же главными задачами первых полетов были медико-биологические: предстояло выяснить, сможет ли человек жить и трудиться в условиях невесомости. А здесь указанные ограничения роли не. играют.

Конечно, аварийная обстановка (например, начавшаяся разгерметизация кабины) могла потребовать срочного спуска и в нерабочие периоды «солнечной» автоматической системы. Поэтому на борту устанавливалась параллельная си

стема ручной ориентации. Подобное дублирование к тому же дополнительно повышало надежность, причем не простым повторением аппаратуры, а за счет использования разных принципов управления (автоматическая и ручная системы, а не две или три одинаковые автоматические). В конечном итоге на кораблях «Вое- ■ « ток» установили три комплекта автоматических солнечных систем, работавших совместно, и одну ручную.

Тем же «принципом простоты» определялся и выбор типа микрореактивных двигателей для управления положением корабля. Минимальную массу всей системы давали маленькие ракетные двигатели, работающие на специальном топливе. В то время они уже испытывались, однако их надежность представлялась недостаточной. И чтобы, не теряя времени, создать безотказную систему, решили заменить топливо обычным сжатым азотом, который по мере надобности выпускался через сопла. Некоторое «перетяжеле-ние» органов управления при этом окупалось предельной простотой и надежностью.

ВЫБОР ОРБИТЫ. Единственным, что не удалось задублировать, остался ракетный двигатель, сообщавший кораблю посадочный импульс. Имевшаяся ракета-носитель просто не допускала такого увеличения массы. И двигатель «продублировали»... выбором соответствующей орбиты. Длительность первого полета из соображений осторожности ограничивалась одним витком. Но запасов воды, пищи и средств обеспечения кислородом в кабине космонавта хватило бы на 10 суток. А причина в том, что приземление «Востока» гарантировала сама его орбита. Она была достаточно низкой, чтобы при отказе посадочного двигателя корабль не более чем за 10 суток затормозился в верхних слоях атмосферы и опустился на Землю. Конечно, место приземления в таком случае становилось полностью непредсказуемым. Тогда для спасения космонавта скорее всего пришлось бы опираться на международную солидарность. К счастью, этот вариант посадки оказался ненужным. N

21

Предыдущая страница
Следующая страница
Информация, связанная с этой страницей:
  1. Изобретатель системы посадки

Близкие к этой страницы