Техника - молодёжи 1993-08, страница 34экстрасенсорного восприятия. Обычно ему давали до 9 записанных на магнитофон словесных характеристик одной мишени вместе с соответствующими рисунками. Проводя анализ, он непосредственно на месте, откуда велась «передача», оценивал степень достоверности дистанционного опознания. Оценка выражалась ранговым числом, причем единица отвечала наибольшему сходству, а девятка — наименьшему. В добавочной проверке участвовали пять «судей» из контрольной комиссии. Такая методика обеспечивала весьма низкую вероятность случайного совпадения какого-либо описания с выделенным объектом ( порядка КГ4 - КГ5). О результативности экспериментов дают представление помещенные здесь иллюстрации. Один из опытных экстрасенсов сделал, например, рисунки, хотя и упрощенные, но верно схватывающие главные особенности ситуации на теннисной площадке. Рисунки по смыслу достаточно ясные, с другими сценами они не отождествляются. Повторю еще раз: испытуемый ни в коей мере не мог знать, что выездная группа отправилась именно туда, да и сама площадка оказалась выбранной из группы объектов без всякого предпочтения, извлечением нау гад запечатанной в конверте карточки. Или другой опыт. Начинающему экстрасенсу выпала задача опознать пешеходный мост. Сделанные при этом графические наброски, как видим, имеют сходство с фотоснимками моста. К тому же испытуемый выразительно описал мишень словами, назвав ее «желобом в воздухе». Перцепиенты обычно говорили нам, что воспринимают сигнал зрительно: будто смотрят на данный объект, находясь вблизи от него. Правда, движущиеся предметы редко находили отражение в описаниях удаленных сцен. Выяснилось также: большая часть сообщенных испытуемыми сведений не имеет логико-аналитического характера — они относятся к виду, форме, цвету и материалу, а не к функциональному назначению мишени. Возникла задача — отсеять картинку (или образ) дальновидения от того, что человек думает по ходу опознания объекта или воображает. В сущности, речь идет о выделении полезного сигнала на фоне внутренних помех. И здесь свой вклад внес один из тренированных экстрасенсов. Он диктовал на магнитофон два описания, искусно разделяемых на «видимое» и «воображаемое». От опыта к опыту он преуспевал в столь тонком деле все больше, чем очень помог нам вычленить непосредственно парапсихологические эффекты из привычных для исследователей проявлений фантазии, памяти, логики и т.п. А упомянутая тренировка перцепиента состояла вот в чем. По окончании сеанса его отвозили на место, которое он только что старался себе представить. Это можно сравнить с прослушиванием музыкантом записи собственного исполнения с целью совершенствования мастерства. Кроме того, подобная «обратная связь» полнее вовлекает даже видавших виды испытуемых в процесс экспериментирования, помогает преодолеть впечатление рутины и однообразия, вызванное многократно повторяющимися опытами. При работе же с начинающими экстрасенсами приходилось сталкиваться с иным. Они были склонны опираться на ощущение чего-то необычного, что «мэтры» уже преодолели. Важно было побороть такую установку. И потому мы старались убедить новичков в прозаичности происходящего. На основании накопленных материалов, объясняли мы, нельзя считать сверхчувственное восприятие чем-то уникальным. В определен Пешеходный мост (в 5 км от института). Внизу — набросок экстрасенса-новичка, «увидевшего» этот мост «мысленным взором». Словесно же объект был охарактеризован как «желоб в воздухе». Снимки карусели (в 3,5 км от института). Справа — зарисовки данного объекта. Они сделаны перцепиентом, выбранным из группы людей без каких-либо экстрасенсорных способностей PEDESTRIAN OVERPASS TARGET С с- с- С- с 31
|