Техника - молодёжи 1993-11, страница 14

Техника - молодёжи 1993-11, страница 14

отличным оптическим прибором «Пантера» успешно вела бои с танками на дистанции 1500 - 2000 м.

Это был лучший танк вермахта. Всего изготовили около 6000 «пантер», в том числе '850 T-VD с января по сентябрь 1943 года. Выпускался командирский вариант, на котором, сократив боекомплект до 64 выстрелов, поместили вторую радиостанцию. На базе «Пантеры» делали и ремонтно-эвакуационные машины, у которых вместо башни монтировались грузоваая платформа и лебедка.

На Курской дуге сражались «пантеры» T-VD боевой массой 43 т.

T-VIH «Тигр»

В июне 1941 года у Германии не было тяжелых танков, хотя работы над ними начались в 1938 году. «Познакомившись» с KB, фирма «Хеншель и сын» (ведущий конструктор Э. Адерс) и известный конструктор Ф.Порше ускорили разработки и в апреле 1942 года представили на испытания свои изделия. Машина Адерса была признана лучшей, и завод «Хеншеля» начал выпуск T-VIH «Тигр», изготовив до конца года 84, а в следующем году - 647 танков.

«Тигр» вооружили новой мощной 88-мм пушкой, переделанной из зенит-ки.Бронирование также было весьма солидным, но лобовые бронелисты не имели рациональных углов наклона. Впрочем, корпус с вертикальными стенками быстрее собирали. В ходовой части применили опЪрные катки большого диаметра с индивидуальной торсионной подвеской, расположенные, как и у «Пантеры», в шахматном порядке для улучшения проходимости. С той же целью гусеницы сделали очень широкими — 720 мм. Танк оказался перетяжеленным, но благодаря коробке передач безвального типа, планетарным механизмам поворота с двойным подводом мощности и полуавтоматическому гидросервопри-Ьоду управлялся легко: от водителя не требовалось ни усилий, ни высокой квалификации. Несколько сот первых машин оснастили оборудованием для преодоления по дну водных преград на глубине до 4 м. Недостатком «Тигра» были сравнительно малые скорость и запас хода.

В августе 1944 года выпуск T-VIH завершился. Всего изготовили 1354 машины. В процессе производства унифицировали командирскую башенку с той, что была на «Пантере», применили катки с внутренней амортизацией, новый двигатель. Выпускался и командирский вариант — с дополнительной радиостанцией и уменьшенным до 66 выстрелов боекомплектом.

До участия в «Цитадели» «тигры» несколько раз побывали в боях: 8 января 1943 года рота из 9 машин была послана в наступление на реке Куберле при попытке Деблокировать окруженную в Сталинграде 6-ю армию; в феврале того же года с 30 «тиграми» познакомились в Тунисе англичане; в марте три роты побывали в бою под Изюмом.

Истребитель танков «Элефант» («Фердинанд»)

Не дожидаясь решения комиссии по испытаниям новых образцов, Порше добился изготовления 90 шасси своего тяжелого танка, а когда предпочтение отдали Адерсу, их решили применить как базу самоходки. На ней установили рубку с 88-мм пушкой (ствол длиной 71 калибр), примененную на самоходке «Насхорн». Ее практическая скорострельность составляла 10 выстрелов в минуту, дальность стрельбы фугасным снарядом достигала 15 300 м, подкали-берным — 3000 м. Толшину брони в лобовых деталях довели до 200 мм. «Элефант» оснащался двумя двигателями, каждый работал на электрогенератор, а вырабатываемый теми ток поступал на тяговые электромоторы правого и левого бортов. Для облегчения управления 68-тонной машиной применили гидравлические усилители. «Элефант» имел торсионную подвеску тележек на два катка, ведущее колесо размещалось сзади. Командир, наводчик и два заряжающих сидели в рубке, водитель и радист — в передней части корпуса.

Несмотря на большую массу, малую скорость, низкую проходимость и невысокую механическую надежность, «эле-фанты» явились грозным оружием: известны случаи, когда они эффективно вели бои с танками на расстоянии 5 км. Но, не имея пулемета, были уязвимы в ближнем бою. После того, как «эле-фанты» понесли большие потери на Курской дуге и были применены под Житомиром в октябре 1943 года, их вывезли в Италию, где и завершилась карьера «танков-слонов»

Штурмовые орудия

Идея снабдить пехоту поддержкой подвижной артиллерии была реализована в 1940 году созданием штурмовых орудий StuG75. Они выпускались на базе Т-П1 и T-IV и, по существу, представляли собой полностью бронированные 19,6-тонные безбашенные танки с установленной в рубке короткоствольной 75-мм пушкой, как на T-IV ранних модификаций. Однако вскоре их пришлось перевооружить длинноствольными пушками того же калибра для борьбы с танками противника. Хотя новые орудия сохранили название и принадлежность к артиллерии, их все чаще применяли как противотанковые. По мере модернизации увеличивали бронезащиту, машины становились тяжелее.

С октября 1942 года на той же базе выпускали 105-мм штурмовые орудия StuH42 боевой массой 24 т, скомпонованные как StuG75. Остальные характеристики были примерно те же. StuH42 участвовали в Курской битве.

На базе T-IV наладили выпуск штурмовых танков «Брумбэр». 44 таких машины в составе 216-го батальона штурмовых танков пошли в бой на «огненной дуге».

Самоходные артиллерийские установки открытого типа

Первыми специальными противотанковыми стали самоходки «Мардер-И» и «-III». Их изготавливали с весны 1942 года на базе T-II и трофейных чешских танков 38(t) и оснащали 75-мм или 76,2-мм трофейными советскими пушками, которые монтировались в открытой сверху и с кормы тонкобронной рубке и поэтому напоминали наши СУ-76.

С февраля 1943 года на базе T-II выпускали похожую на«мардеры» 105-мм гаубичную самоходку «Веспе».

«Насхорн» и «Хуммель»

В 1940 — 1941 годах для штурмовых орудий фирма «Алкетт» разработала шасси на несколько удлиненной базе T-IV (ходовая часть, ведущее колесо, ленивец) с использованием трансмиссии, бортовых передач и траков T-III. На нем решили установить противотанковую 88-мм пушку, как на «Элефанте», или 150-мм гаубицу со стволом длиной 30 калибров. Двигатель в блоке с коробкой передач перенесли вперед, боевое отделение сместили к корме Прислугу орудия спереди, с бортов и частично сзади защищали 10-мм бронещиты. Водитель располагался в бронерубке слева впереди.

88-миллиметровая самоходка «Насхорн» («носорог») поступала в войска с февраля 1943 года; до конца войны сдали 494 единицы. Для противотанковой же борьбы ее бронирование было недостаточным, к тому же машина была излишне высокой. На южном фасе Курского выступа в составе 655-го тяжелого дивизиона истребителей танков воевали 46 «насхорнов».

150-мм самоходка «Хуммель» («шмель») производилась в 1943 — 1944 годах. Всего выпустили 714 машин. Ее фугасный снаряд весом 43,5 кг поражал цели на дистанции до 13 300 м.

Самоходки числились в артиллерийских полках танковых дивизий, по 6 в тяжелой батарее самоходных гаубиц.

Кроме них, на вооружении вермахта имелись 12-тонные пехотные орудия калибра 150 мм на базе 38(t).

Весной 1943 года на базе T-II1 построили 100 машин, у которых пушку заменили огнеметом, выбрасывавшим горючую смесь на расстояние до 60 м. 41 из них действовала на южном фасе Курской дуги.

К сказанному добавим, что в войсках находилось незначительное количество легких танков Т-И и 38(t).

И последнее. В «Цитадели» немцы применили новое боевое средство — управляемые по проводам миниатюрные гусеничные машины «Голиаф», в задачу которых входило подвозить и сбрасывать на советские минные поля подрывные заряды весом 60 — 75 кг. Свою «миссию» они выполнили, проложив дорогу танкам, но понесли немалые потери. Впрочем, на сей раз — бескровные...

12