Техника - молодёжи 1993-11, страница 11

Техника - молодёжи 1993-11, страница 11

С середины 50-х у «махолетчиков» начался новый бум. Инженер А. Монацков подрессорил крылья антоновского планера А-9. «Кашук» летал в Тушино на параде, качая крыльями с амплитудой в 4 м. Благодаря этому аэродинамическое качество планера достигало 50. Стали строить орнитоптеры и в Германии, Франции, но более всего — в США.

Инженер-исследователь Мемориального института в г. Колумбусе (штат Огайо) Т. Харрис и преподаватель авиакосмического машиностроения Принстонского университета Д. Деларье создали 2-метро-вую радиоуправляемую модель, но каких-либо выдающихся результатов не добились. Попробовали построить пилотируе-мый аппарат с размахом крыла 18 м, однако проект так и не был реализован. В конце концов Деларье заявил, что изучение аэродинамики малых скоростей, характерных для махолетов, может само по себе дать богатую информацию по целому ряду дисциплин, а в коммерческое применение ор

нитоптеров он не верит.

Параллельно над проблемой машущего полета работал руководитель летно-иссле-довательской лаборатории имени Распета при университете штата Миссисипи Д. Бен-нет. Он испытывал радиоуправляемые орнитоптеры, поднимавшиеся на тросе за автомобилем. Беннет также пришел к невеселому выводу: «Должно быть, существует веская причина, объясняющая, почему братья Райт не построили махолет».

Уже в наше время за дело взялись профессионалы из британских ВВС во главе с Роем Андервудом. Используя лучшие материалы и технологии, воссоздали птицу Леонардо, но она так и не полетела.

Идею машущего полета пыталась реализовать группа американских инженеров под руководством Д. Фицпатрика. После очередной неудачи он подвел печальный итог: истрачено полмиллиона долларов, а «сухого остатка» — кот наплакал.

Самые серьезные попытки создать махолет предпринял известный ученый Пол Маккриди. Профессор, успешно работавший в NASA, вдруг отошел от ракетных дел и организовал лабораторию, где для начала построил мускулолет, на котором Брайн Аллен перелетел Ла-Манш. Затем создал небольшую модель летающего ящера-птеродактиля. Она успешно прошла испытания в планирующем полете, и это вдохновило ученого на строительство большого махолета. И вот...

И вот четыре года назад на авиабазе Эн-дрюс под Вашингтоном состоялся первый демонстрационный полет. Спустя несколько секунд после отделения буксиро

вочного троса отчаянно хлопающий крыльями птеродактиль перевернулся несколько раз и начал камнем падать на землю. Замешкавшиеся операторы слишком поздно передали команду выпустить парашют, и напичканная электроникой пластиковая модель стоимостью 700 тыс. долларов распласталась на бетоне взлетно-посадочной полосы.

— Теперь мы знаем, почему вымерли птеродактили,— шутили журналисты.

Совершенно непонятно, почему блестящая демонстрация топоровской модели в Риге не стала мировой сенсацией. Тандем с минимальным разносом крыльев и классическим хвостовым оперением при планировании с зафиксированными крыльями показал аэродинамическое качество около 6. Двигателя МКД-0,25 оказалось достаточно, чтобы машина с 3-метровыми крыльями летела со скоростью 32 км/ч. 24 кг на лошадиную силу — фантастическая нагрузка на единицу мощности. Для сравнения: у транспортного самолета этот показатель составляет 4 — 5, у сверхлегкого мотопланера — 12...

С учетом хорды машущего крыла и его скорости движения полет осуществлялся при числах Рейнольдса, характерных для легких планеров, то есть в диапазоне пилотируемых аппаратов с классической аэро

динамикой. К особенностям модели можно отнести и автоматическую осевую подкрутку крыла под действием аэродинамических сил.

Подлеты Топорова на полноразмерном махолете с мускульным приводом — это, конечно, большая победа. Талантливый конструктор почти довел до логического конца идеи, реализованные в модели.

Махолет спроектирован по-самолетному: аэродинамический фюзеляж вместе с хвостовым оперением и 12-метровыми крыльями весит 60 кг. Использованы материалы, применяемые в авиамоделизме: лонжероны — из тончайших дюралюминиевых труб, стрингеры и нервюры —из бамбука. Каркас обтянут перкалью, бязью и лавсановой пленкой. Самые тяжелые элементы — детали систем управления. «Изюминкой» является оригинальный механизм, обеспечивающий автоматическую подкрутку концов крыльев.

Махолет сделан по наитию, доведен до «летучести» методом проб и ошибок. И где? В клубе технического творчества при нулевом финансировании.

Одно можно сказать: молодец, ТоПоров! Прославил Отчизну.

Фото Юрия ЕГОРОВА и Владимира КРЫЛОВА