Техника - молодёжи 1994-04, страница 40Загадки забытых цивилизаций Анатолий ВЕРШИНСКИЙ СТРАЖА ИМПЕРАТОРА КИТАЯ В 1223 г. на приазовской речке Калке передовые тумены Чингисхана, ведомые Джебэ и Субудаем, наголову разбили объединенное общей опасностью русско-половецкое войско. Современники не придали битве должного значения. Лишь участники схваток с монголами отмечали, что новый, дотоле неведомый, враг — «пуще» прежних. Для ставки хана сражение и последовавший за ним бросок вверх по Днепру явились, по существу, разведкой боем. 14 годами позже сведения, собранные в этом походе, пригодились внуку Чингисхана — Бату. Особую ценность представлял вывод, что Русь разделена, что князья враждуют между собой и утратили навык воевать вместе, под единым командованием. С 1237 по 1241 г. русские земли, за исключением Северо-Западной Руси, поочередно испытали опустошительные удары Батыевых полчищ. На два с лишним века страна, помнящая победоносные походы Святослава и Владимира, попала в унизительную зависимость от потрясшей Европу азий-ской империи, самая западная часть которой была названа впоследствии Золотой Ордой. Ранее нашествию монгольских армий подверглись государства на северных территориях утратившего к тому времени былую целостность Китая. Значительная часть их была завоевана к 1215 г.; центральные и южные земли, составлявшие империю Сун,— полувеком позже. В 1260 г. другой внук Чингисхана — Хубилай принял титул китайского императора, а новая династия получила наименование Юань. К 1279 г. завоевание Китая монголами завершилось, под их властью оказались также земли чжурчжэней (предков маньчжуров) и Корейский полуостров. Походы Хубилая на Японские острова оказались неудачными, и естественной границей монгольских завоеваний стало восточное побережье континента. От внутренних вод Атлантики (Азов и Черное море) до Тихого океана простерлись владения честолюбивых Чингисидов. Прервались традиционные связи между разоренными странами, взамен устанавливались новые. Номинальным центром Монгольской сверхдержавы считался Каракорум, но реальная власть сосредоточивалась в столицах улусов. Сюда и наезжали — с данью и изъявлением покорности — правители зависимых государств. Иным из русских князей довелось побывать и в сердце империи. Но за Великую Китайскую стену проникли простолюдины — бывшие подданные многочисленных и недружных Рюриковичей... За триста лет до первого посольства Что знали наши пращуры в XII — начале XIII в. о Китае? Ю.А. Лимонов, исследовавший международные связи Владимиро-Суздальской Руси, отмечает, что ее летописцы были наслышаны о странах весьма отдаленных. Среди них — не только земли Европы, от Венгрии до Британии, не только соседняя Степь (Половецкое поле), но Египет и Эфиопия, Палестина и Сирия, Кипр и Сардиния, Армения и Бак-трия, наконец, Индия. И со многими из этих земель Русь вела торговлю, прямо или через посредников. Даже с Индией. «Известным подтверждением этого является упоминание о земле русов и о русских товарах в ряде сочинений индийских писателей, географов и историков. ...Мухаммед Ав-физ (XIII в.)... пространно описывает торговый путь по Волге, Волжскую Болгарию и племена славян... Арабский географ XIV в. Шегаб Эддин (Шихаб ад-Дин) также писал, что дорогие льняные одежды, доставляемые из Русской земли, пользовались большим спросом в индийском городе Дели. Это известие подтверждается находками на территории Владимиро-Суздальской Руси»1. Доходили до русских земель и изделия китайцев. М.И. Сладковский отмечает, что «китайские шелковые ткани, парча и другие товары проникали в Россию еще в X в. через среднеазиатских купцов и в XIII и XIV вв. вновь получили распространение в русских городах»2. Но эпизодическое появление на русском рынке творений китайских умельцев не оставило заметного следа в материальной культуре «домонгольской» Руси. Умалчивают о Китае и письменные источники тех времен. Вряд ли мы ошибемся, признав, что о существовании Срединного государства, как называют свою страну сами китайцы, мало кто догадывался в ту пору как на Руси, так и западней ее. («География» Птолемея, упоминающая о стране Сине, вплоть до XV в. была в Европе практически неизвестна; немногие имели доступ и к трудам современников, скажем, к «Астрономии» ал-Баттани, переведенной в 1140 г. с арабского Платоном Ти-волийским,— в ней Китай упоминается под именем «Тьема»3.) Но опосредованное влияние великой восточной державы Европа ощутила и до прихода монголов, охотно бравших в советники просвещенных конфуцианцев. Это воздействие не ограничивалось «многоступенчатым» товарообменом. Духовная культура, сам язык воспринимали незримые токи отдаленной цивилизации. Взять хотя бы укоренившийся на Руси и Западе этноним «татары». Так именова лось лишь одно из монгольских племен, к тому же враждебное Чингисхану. Но именем «та-та» китайцы называли всех монголов, вкладывая в него примерно такой же смысл, как Западная Европа — в слово «варвары», а Русь — в прозвище «поганые» (то есть язычники). Именно от китайцев — с купеческими караванами по Великому шелковому пути — пришло это имя в Европу. И в дальнейшем так стали называть чуть ли не все тюркоязычное население огромных пространств Сибири, Урала, Центральной Азии, Поволжья, которое поврозь покоряли, возглавляли и увлекали в поход на соседей немногочисленные в сравнении с ним монголы. (Многие русские историки, начиная с В.Н. Татищева и 5 чМ-Карамзина, применяют назв^ия «монголы» и «татары» как равнозначные, считая «гибридный» этноним «монголо-татары» искусственным и неправомерным). ...Когда в начале XVII в., приняв наследство распавшейся на несколько ханств Орды, выйдет «приросшая Сибирью» Россия к рубежам «Китайского государства», обе страны воспримут это как первую встречу. Первое посольство во главе с томским казаком Иваном Петлиным; неудачи последующих контактов; стычки; уступки более сильному — а сильней в ту пору была Цинская империя захвативших Китай маньчжуров; первый мирный договор 1689 г.; первое торговое представительство. Первые русские общины... Но первые ли? Перенесемся в век XIX. Пекин. Российская духовная миссия. Преосвященный Палладий (в миру П.И. Кафа-ров) изучает старинные китайские хроники. «Юань ши» — «История династии Юань» — скупа на детали: упоминается лишь самое значительное. Каково же удивление православного миссионера! В архивах времен монгольского владычества им найдена китайская карта XIV в., на которой обозначена Русь. «Алосы» — звучит ее имя в огласовке китайских иероглифов. Так транскрибировано монгольское «урус» (или «орос») — в китайском нет звука «р». Но что карта! Палладий обнаружил нечто более важное. Нельзя без волнения читать его записки, опубликованные в 1863 г. журналом «Духовная беседа» и перепечатанные впоследствии «Живой стариной»4. «...Китайцы вообще менее предубеждены против русских, чем против других наций. Нелишне также заметить, что между двумя соседними народами существует связь не только географическая, но также историческая; русский дух издавна витал в Поднебесной Империи... ...имя русских появилось в Китае в тяжкую для нас эпоху монгольскаго 38
|