Техника - молодёжи 1995-02, страница 21

Техника - молодёжи 1995-02, страница 21

истоки

РЕМЕСЛА

НЕОХВАТНЫЙ

h

ЧИСЛО "ПИ

И ЩИТ НА ВРАТАХ ЦАРЕГРАДА

Читая сказки, былины, русские летописи, убеждаемся: во-первых, большие деревья в старину уважали, во-вторых, их мерили исключительно "в обхватах", высота, похоже, никого не интересовала. Почему?

Вспомним, что древесина всегда была у восточных славян главным стройматериалом. Разумеется, "старых" русских отличала не меньшая практичность, чем нынешних "новых". Для постройки чего потребно очень большое дерево? Ясно, не избы: лесопилок тысячу лет назад не было, и доски делали по "технологии Робинзона Кру-зо" — обтесывали ствол с двух сторон до нужных размеров. Чем он толще, тем боль-LJi£ возни.

ное дело — судостроение. До образования Киевской Руси славяне плавали в основном на лодьях-однодеревках. Чтобы сделать такое плавсредство, срубали дерево покрупнее, стесывали с одной стороны почти до середины, потом выдалбливали или выжигали выемку. Впрочем, подобные суда (по-гречески "моноксилы") строили по всему миру. За деталями обратимся к тем же мемуарам Крузо:

"Я повалил огромнейший кедр. Думаю, что у самого Соломона не было такого во время постройки иерусалимского храма. Мой кедр имел пять футов десять дюймов в поперечнике у корней, на высоте двадцати двух футов — четыре фута одиннадцать

дюймов; дальше ствол становился тоньше, разветвлялся. Огромного труда стоило мне свалить это дерево. Двадцать дней я рубил самый ствол, да еще четырнадцать дней мне понадобилось, чтобы обрубить сучья и отделить огромную развесистую верхушку. Целый месяц я отделывал мою колоду снаружи, стараясь придать ей форму лодки, так, чтобы она могла держаться на воде прямо. Три месяца ушло потом на то, чтобы выдолбить ее внутри. Правда, я обошелся без огня и работал только стамеской и молотком. Наконец благодаря упорному труду мной была сделана прекрасная пирога, которая смело могла поднять человек двадцать пять, а следовательно, и весь мой груз.

Я был в восторге от своего произведения: никогда в жизни я не видел такой большой лодки из цельного дерева".

Понятно, что чем "обхватистее" была колода-заготовка, тем вместительнее получалось судно. Особо ценились у славян деревья с пробитым молнией продольным дуплом: неспроста громовержец Перун слыл и покровителем путников. Но на страже другого бога — Нептуна — стояло неумолимое число "пи": отношение длины окружности к диаметру. Ширина лодки, выдолбленной даже из самого старого, 9 м в обхвате, дуба, не достигала и 3 м. Причем каждое столь крупное судно было уникаль

Изготовление доски по Робинзону Крузо: "Когда мне нужна была доска, я должен был срубить дерево, очистить ствол от ветвей и, поставив его перед собой, обтесывать с обеих сторон до тех пор, пока он не приобретал необходимую форму. А потом доску надо было еще выстругать рубанком" (справа вверху).

Схема постройки лод-ки-однодеревки.

Последовательные стадии получения основы будущей набойной ло-дьи. В идеале ширина получающейся "доски" ровно в "пи" раз больше, чем у "робинзон-крузовской" (справа внизу).

Робинзон долбит выемку в почти готовой пироге: "Я обошелся без огня и работал только стамеской и молотком" (слева).

ным: сколотить маломальскую военную флотилию не удавалось. И славяне, с их изощренной во все времена фантазией и неуемной охотой идти "на Греки", придумали нечто принципиально новое: так называемую "набойную лодью".

Очищенный от коры ствол теперь уже не "уполовинивали", а выдалбливали в нем узкую и глубокую продольную выемку. Дерево всячески размягчали — вымачивали в воде, парили над костром. И постепенно с помощью распоров и клиньев разворачивали заготовку ("трубу") в поперечном сечении, одновременно удаляя лишнюю древесину. Потом к полуцилиндрической или почти плоской основе крепили шпангоуты ("набои"), наращивали борта, вырезали уключины для нескольких пар весел, ставили мачту и парус. Цельное днище обеспечивало прочность и водонепроницаемость, недостижимые для других типов судов.

Ширина набойной лодьи превосходила диаметр заготовки вдвое-втрое (в идеале — ровно в "пи" раз) и составляла 3 — 6 м. А главное — такие суда можно было ставить на поток в буквальном смысле: спускать на воду десятками и сотнями. Именно на них киевские дружины ходили воевать Царь-град, а в более поздние времена запорожские и донские казаки нагоняли страх на турок и крымских татар. Кстати, запорожцы независимо от полинезийцев пришли и к

модной ныне идее ' полимарана : связывали по нескольку лодий ("чаек") в единый "плот", что позволяло перевозить даже лошадей, не говоря о громоздких грузах.

Если бы до славянских методов додумались североамериканские индейцы, со своими секвойями по 9 м в поперечнике, они, надо полагать, завоевали бы Европу лет за 500 до Колумба.

Михаил ПУХОВ

P.S. Данные о славянских лодьях позаимствованы из книги В.Дыгало "Парусники мира", выходящей в Издательском Доме "ТМ".

P.P.S. Разумеется, с разрешения автора и Издательского Дома.

ТЕХНИКА-МОЛОДЕЖИ

2' 9 5

19