Техника - молодёжи 1995-02, страница 31САМОРЕКЛА М А Борис ПОНКРАТОВ НЕОБХОДИМОЕ ПРЕДУВЕДОМЛЕНИЕ. Такое событие мы просто обязаны увековечить: редакция обзавелась собственным издательским комплексом. Пожалуй, во всей 60-летней истории журнала "ТМ" не найти более революционного свершения. Шутка ли: полный набор оборудования (включая мощнейшую на сегодня ПЭВМ Power Macintosh 8100/80) для создания оригинал-макета на цветоделенных пленках, на современнейшем профессиональном уровне! База, на которой не стыдно выполнять и самые серьезные сторонние заказы. И они уже выполняются. Не зазорно принять при случае даже экскурсию заинтересованных специалистов. И они уже едут — с крупнейших полиграфических комбинатов. Но еще 65 лет назад всем нам было мудро указано: от революционных успехов случается головокружение. Вот, видимо, только им и можно объяснить замысел данной статьи. Ибо в ней решено убить даже не двух зайцев, а, скажем так, коня и трепетную лань. КОНЬ (для тех, кто и без нас отлично знает, что такое и зачем компьютерные издательские системы): деловая, привлекающая солидных заказчиков реклама — с указанием технических возможностей, ключевых параметров и т.п. ЛАНЬ (для тех, кто, может быть, только краем уха слышал, что такие системы существуют): живой и доступный, привлекающий новых подписчиков рассказ о том, как там компьютеры научно и интересно обрабатывают информацию и как теперь совсем по-новому делается журнал "ТМ". Ну что ж, попробуем... ПЕРЕЖИТКИ ПРОШЛОГО Только успев сказать, что журнал отныне делается по-новому, приходится признаться: на этапе подготовки все в основном осталось, как "при старом режиме". Едва придет урочная пора, редакторы со всех концов редакции, пешком, тянутся к ответственному секретарю с ежемесячной данью. В одной руке каждый держит допотопную дискету на 360 Кб с парой-тройкой файлов, что напахал он на ветхом своем PC XT (а то ведь и на ЕС ЭВМ!), в другой руке — завизированные начальством распечатки тех же файлов. Зачем распечатки? Увы, так надо: нереален пока в издательском деле чисто компьютерный, безбумажный процесс. Еще и после не раз и не два тексты будущего номера придется выводить на принтере, потом вручную работать с распечатками и снова вводить наработанное в компьютер. А сейчас бумажный экземпляр пойдет даже по двум адресам: корректорам — для первой вычитки, и в худотдел — на разметку для набора. Но вот материалы вычитаны и размечены, корректорская правка внесена. Перед ответственным секретарем гостеприимно распахиваются бронированные двери Издательского центра "ТМ". Он вносит туда пухлую стопу распечаток и маленькую 3,5-дюймовую дискету, где собраны все файлы номера. Специальными программами он их "прочистил", стандартизировал, перекодировал из более простых текстовых редакторов в формат респектабельного WorcTa, словом — полностью подготовил к дальнейшему употреблению. НА ПЕРВОЕ — ТЕКСТЫ Из разных родов искусства к издательскому делу ближе всех, конечно, кулинария. Не зря же говорят об издательской кухне. И прежде всего — имея в виду журналы: уж эти печатные органы обязаны быть особенно вкусными. Так вот, модернизация нашей ТМ-овской кухни, надо думать, подняла редакцию с уров ня столовой до разряда ресторана. Что же он теперь собой представляет? Общая его схема проста: машины издательского комплекса соединены в сеть, то есть каждая может общаться с каждой. Это обеспечивает гибкость работы, ну, а нам облегчило составление схемы (рис.2). Теперь начнем с самых основ. Возьмем две фундаментальные кулинарные категории — Первое и Второе. В журнале точно то же — два принципиально разных и столь же неразделимых блюда: Тексты и Иллюстрации. Правда, одни читатели начинают "обед" со слов, другие — с картинок; где же первое? Но для компьютера это не вопрос: первое, конечно, — текст. Ведь по насыщенности информацией он всегда много "жиже", "беднее калориями", чем изображение (или, выражаясь профессионально, графика). В каком же это смысле? ОЦЕНКА КАЛОРИЙНОСТИ. Компьютерный двоичный код, способный передать нужное количество текстовых символов (прописные и строчные буквы двух алфавитов, цифры, знаки препинания и ряд других — всего более двухсот), должен быть 8-разрядным (28 = 256). А двоичный разряд эквивалентен биту. Значит, калорийность одного символа текста — 8 бит. Эту микропорцию справедливо сочли удобной единицей компьютерной информации и нарекли байтом. Стандартная емкость машинописной страницы (формат А4) — 2000 знаков, то есть, соответственно, байтов. Итого — меньше 2 килобайт, ибо по определению, 1 Кб = 1024 байта, 1 Мб = 1024 Кб и т.д. Дальше мы убедимся, что картинка того же размера набита информацией на 2-4 порядка плотнее. ПЕРВОЕ ВАРИТСЯ ПЕРВЫМ. СО ВТОРЫМ - СЛОЖНЕЕ Итак, дискета с текстами номера — в дисководе станции верстки LC 475. Как и прочие машины комплекса (кроме одной — см. далее), это ПЭВМ типа Macintosh фирмы Apple Computer — признанного мирового лидера в области компьютерных издательских систем. Программа перекодировки перевела файлы из традиционного формата IBM в понятный для "Маков". Но заметим, что и поклонники чисто 1ВМовской кухни найдут в нашем комплексе для верстки своих материалов привычный PC 486 — единственный среди "Макинтошей". В любом случае — котел кипит, продукты засыпаны. Начинается приготовление первого блюда — верстка текстов в колонки. Руководствуясь разметкой на распечатках, пов... то есть технический редактор назначает каждому тексту и заголовку свой шрифт — гарнитуры, кегли, начертания, устанавливает интерлиньяж (расстояние между строками), ширину колонок и т.д. В работу включается издательский программный пакет QuarkXPress. Среди подобных себе программ (сочетающих все функции верстки и мощного графического редактора) Quark повсеместно признан наилучшим для создания документов со сложной структурой. К примеру, он легко размещает текст внутри ромбического окна в оборке другого текста — задача, перед которой пасуют другие программы. Причем изначально QuarkXPress был создан именно для Макинтошей; его 1ВМовская версия только появилась и у нас еще мало распространена. И вот уже наше первое блюдо в основном готово. Даже "разлито из общего котла" на предварительные порции — колонки. Между тем вторые блюда — иллюстрации — еще и на кухню не поступали. Ведь они, в отличие от текстов, сразу требуют ответа на известный вопрос: "куда ставить-то?"... А чтобы найти им ТЕХНИКА-МОЛОДЕЖИ XIII место, определить масштаб, формат и т.д., нужно изготовить макет — наметить взаимное расположение текстов и иллюстраций на каждой полосе — странице будущего журнала. Короче, составить план сервировки обеденного стола. Работа эта тонкая, причем традиционно ручная, "бумажная", и для нее придется вывести на лазерном принтере так называемые гранки — распечатать все колонки, заголовки и другие мелкие порции текста. Из них художник выклеивает макет, оставляя пока вместо картинок пустые места. КАК ДЕЛАЕТСЯ МАКЕТ Этого никто не знает. Наш художник забирает гранки вместе с оригиналами иллюстраций в мастерскую и там, вдали от непосвященных, творит, выдумывает, сервирует... Так или иначе, только макет открывает графике путь на кухню. А тут ее прежде всего ждет операция сканирования. НА ВТОРОЕ - КАРТИНКИ ВЕЛИКИЙ РАСЧЛЕНИТЕЛЬ. С чем лучше сравнить сканер, если уж мы упорно держимся кулинарных аналогий? Конечно, с мясорубкой. Ведь компьютер приемлет информацию лишь в цифровой, дискретной форме. И в угоду ему сканер всячески дробит и квантует вводимк-^ оригинал. Целостные формы разбиваются отдельные точки — такие же неделимые "атомы" графической информации, как символы — текстовой. Они образуют растр (или, правильнее — так называемый битовый массив). Сплошной цветовой спектр светофильтры сканера делят на три первичных цвета (о них — чуть позже). Плавные переходы оттенков серого и первичных цветов заменяются резкими градациями (шкала полутонов). "Перемалывается" картинка довольно долго, строка за строкой записываясь в виде массива точек в память компьютера. У нас сканированием "заведует" мощный компьютер Quadra 650. На сколько точек разобьет сканер ту же машинописную страницу? Это зависит от тонкости его "помола" — разрешающей способности. Минимально приличным сейчас считается разрешение 300 точек на дюйм. Переведя размеры формата А4 в дюймы и перемножив, получим 8,7 млн. точек на странице (а символов, напомним — всего порядка 2 тысяч). "Калорийность" точки в битах определяется тем, сколько оттенков различит у нее сканер. В самом простом режиме он их не различает вообще, считая однобитовыми — либо абсолютно черными, либо чисто белыми (так наз ваемое штриховое изображение). Значит, 8,. млн точек дадут объем растровой картинки в 1,04 Мб. Передача оттенков требует уже многобитовых точек. Обычно глаз различает не более 230 серых полутонов (градаций цвета — еще меньше). Тогда на точку хорошей полутоновой иллюстрации хватит 8 бит (что даст 256 оттенков — вспомним 8-битовые символы текста). Объем такой картинки составит уже 8,3 Мб. Емкость точки полноценного цветного изображения достигает 24 бит (те же 8 градаций на каждый первичный цвет); это дает 16,7 млн. разных цветовых оттенков! Объем картинки вырастает до 25 Мб — не всякий компьютер "примет на диск" и десяток таких. А ведь речь пока шла о разрешении всего 300 т/д. Оптимальным же ныне для сканера считают уже далеко за тысячу. Правда, надо помнить, что цифры 1200, 1600 т/д часто означают не реальное (оптическое) разрешение прибора, а логическое — увеличенное в 2-4 раза за счет компьютерной интерполяции. За это обычно приходится платить потерей оттенков вплоть до чисто штрихового изображения. С другой стороны, при сканировании почти всегда требуется предварительный просмотр картинки (режим preview). И тут сканер формирует ее, наоборот, в "сокращенном" формате — с низким экранным разрешением. Так
|