Техника - молодёжи 1995-05, страница 61К разбойникам у художников особый интерес. Не только в силу извес ного родства характеров и судеб — ведь и те и другие, каждый по-своему, рискуют, нарушая некие общие правила, каноны, устои, из-за чего и оказываются порой на соседних нарах. Главный мотив, которым руководствуется, обращаясь к означен юй теме, подлинный мастер, благороден: избирая своим героем преступника, автор стремится понять причины падения человека и возможность его воскресения к новой жизни. Не стану ссылаться на хрестоматийный пример с Родио ом Раскольниковым: тут мания, помеша ельство на идее, а не криминал в чистом виде. Настояшие тати — профессионалы, знатоки своего черного дела. Никакие психологи-сле-дователи и душки-тюремщики их не перевоспитают. И если происходит нравственное возрождение матерого злодея, то ясно: без чуда не обошлось. Как в знаменитом некрасовском сказе "О двух великих грешниках" (из поэмы "Кому на Руси жить хорошо"), ставшем народной песней: Было двенадцать разбойников, БылКудеяр -атаман, Много разбойники пролили Крови честных христиан. ...Вдруг у разбойника лютого Совесть Господь пробудил... Денно и нощно Всевышнего Молит: грехи отпусти! Финал повести о Кудеяре драматичен: отпущение грехов даруется ее герою тогда, когда он убивает еще большего злодея — пана, истязающего и вешающего своих крепостных. Классовый подход Верховного Судии к морали оставим на совести поэта (и народа, чье суровое понимание справедливости он выражает Вернемся к нашим баранам... то есть я хотел сказать, баронам, да не простым, а с приставкой "нарко-" (бараны — мы: нас пасут, нас ведут на заклание всякого рода мафии). С легкой руки мэтра жанра Фрэнсиса Форда Копполы неусыпно внимание кинематографистов к трудовым будням и личной жизни "крестных отцов" и их криминальных "семейств , а по мере исчерпания темы — к подноготной убийц-одиночек, откровениям гангстеров-супругов и прочих "нечистых пар". Надо признать, публика полюбила киношные приключения в мире живодеров и в штыки встречает любые попы ки ограничить их победное шествие по экранам планеты. Продо жился скацдал с ' Прирожде ными убийцами" звес ного мастера эпатажа Оливера Стоуна (см "ТМ №2 за этот год). Лента завоевала "Серебряного льва" в Венеции, но в ряде государств их ведомства, контролирующие прокат фильмов, оценили картину не столь однозначно: в одних странах — запретили вовсе, в других — время показа ограничили вечерними сеансами, а возраст зрителей — годами совершеннолетия. В Англии эти ограничения продержались не более двух недель: про ив них восстала свободолюбивая общественность. Недавно в печати появилось сообщение о подобной ситуации у нас: руководство российской прокатной компании Темени фильм", закупившей "Прирожденных убийц", заявило протест в адрес Роскомкино, робко попытавшегося оградить малолеток от очередного кровавого зрелища. С завидным постоянством выдвигаются ленты о ангстерах и наркодельцах на престижные премии. Номинантом нынешнего, 67-го по счету, "Оскара" по семи категориям была лента Квентина Тарантино "Криминальное чтиво" (Pulp Fiction) — длинное и поначалу нарочито занудное действо из нескольких сюжетно связанных киноновелл, в центре которого — противостояние боксера Бутча (Брюс Уиллис) опекающей его банде. С одной стороны, это окончательная дегероизация разбойников с большой авеню, саркастический показ всей грязи и пошлости их существования, с другой — попытка средствами из арсенала абсурдистов поставить сложные морально-этические и метафизические проблемы. Бесспорно незаурядная, картина получила обильную прессу и "Золотую пальмовую ветвь" в Канне. В самой же Америке в борьбе за "Золотой Глобус" соперничала с фильмом "Форрест Гамп' но приз выиграла лишь один — за лучший киносценарий (каковой, кстати, и отмечен единственным "Оскаром1 ну ВИДЕОСАЛОН КУДЕЯРЫДВАДЦАТОГО ВЕКААнатолий ВЕРШИНСКИЙ а "Форрест Гамп взял шесть золотых статуэток!) Композиция "Криминального чтива" действительно оригинальна: временная последовательность эпизодов намеренно нарушена, и заключительная киноглава с пародийно поданным просветлением уверовавшего в чудо Господне бандита следует после главок, в которых изображены более поздние события. Эффект драматизма достигается тем, что мы видим предысторию персонажей, дальнейшая участь которых нам уже известна: один из гангстеров — недотепа Винсент Вега (Джон Тра-волта) по глупейшему стечению обстоятельств убит восставшим против наркомафии Бутчем, другой (ее главарь) также по воле случая изнасилован извращенцами, и, зная все это, зритель с горьким скепсисом воспринимает обращение новоявленного Куде-яра — профессионального убийцы Джулса, решившего уйти из банды и стать чуть ли не проповедником. Что проку в его нравоучениях, если в жизни, по логике фильма, царит слепой случай и роковая цепь совпадений сковывает человека прочнее полицейских наручников. Выдвигалась на "Оскар" и другая нашумевшая картина о душегубе. ЛЕОН (Leon), Франция — США, Gaumont — Les Films du Dauphin, 1994, 105 мин., (в). Режиссер-постановщик и автор сценария Люк Бессон. В ролях: Жан Рено, Гэри Олдман, Натали Портман, Дэнни Айелло. Французский кинематограф переживает кризис. По сообщению агентства Ассошиэйтед Пресс, в прошлом году из 126,3 млн. зрителей Франции лишь 27,8 % смотрели отечественные фильмы, по давляющее большинство — 60% — отдали предпочтение американским и 12,2 % — лентам других стран. Таким образом, доля кино Франции в ее прокате впервые упала ниже тридцатипроцентнои отметки, считающейся критической. На этом фоне коммерческий успех 'Леона" (четвертое место в прошлогоднем хит-параде) можно только приветствовать, если бы... Закавыка в том, что картина старейшей кинокомпании Франции "Гомон" снята в США, к тому же на английском языке, и в соответствии с нынешним законодательством французской не считается. Но если и пренебречь юридическими тонкостями, повод для огорчения остается. Далековат от любимого нами "галльского смысла" сам дух фильма, безнравственного по главной сути. В Америке лента получила название "Профессионал', в российском видеопрокате — "Леон — киллер". Сегодня уже и дошкольники знают, что ' киллер" означает наемный убийца. В "Леоне" сделан акцент именно на поня ии "наемный". Герой картины (а повествуется в ней, по традиции, об итальянской мафии в США) представлен жертвой воротил наркобизнеса. За мерзкие и смертельно опасные акции, за необходимость жить изгоем, скрываясь, меняя квартиры и гостиничные номера, он получает на руки от работодателя — соотечественника-итальянца Тони лишь малую часть своих кровавых гонораров. В итоге же "хозяин' попросту прикарманивает деньги исполнительного "работника", перед тем "сдав" его отделу полиции по борьбе с наркотиками, с которым вынужден сотрудничать. Обложенный со всех сторон группой захвата, Леон мастерски отправляет на тот свет с десяток профи, но гибнет и сам. Вы уже пустили слезу, вам жалко бессловесную жертву "общества потребления"? К тому же Леон так благороден: его клиенты — исключительно мужчины. "Ни женщин, ни детей", — заявляет он. Автор фильма обставил образ своего Кудеяра и другими оговорками: к Тони он попал еще мальчишкой, и тот воспитал из него профессионального убийцу. Что оставалось делать беспризорному неграмотному пацану-эмигранту? В облике и поведении Леона нет ничего от клише звероподобного громилы — он трогательно заботится о любимом цветке в горшочке, пьет исключительно молоко, смотрит старые сентиментальные фильмы. В безукоризненном исполнении Жана Рено он действительно способен вызвать сочувствие... Ладно, примем условия игры, навязанной постановщиком: его герой силою обстоятельств вынужден жить по законам джунглей и уничтожает таких же хищников, как сам, но "в душе-то он хороший": "Ты такой добрый, Леон, даже странно... Помоги мне стать как ты — сильной и умной", — говорит своему опекуну и другу спасенная им от палачей-поли-цеиских Матильда (Натали Портман) Но чему он берется выучить, пусть и по ее настоянию, двенадцатилетнюю дочь убитого наркоторговца? Тому что в совершенстве познал сам, — искусству владеть оружием, умению скрытно убивать! То есть — продолжает грязное дело своего наставника-мафиозо. Стоит ли говорить, что занятие Леона слабины не допускает: чтобы оставаться неуязвимьм, он должен охотиться в одиночку — как лев (именно так переводится его имя с языка предков). Участие, проявленное киллером к сироте, несовместимо с жестким укладом убийць по заказу и в конечном счете губит его. Девочка возвращается в школу... И закономерность такого финала — едва ли не единственный довод в пользу моральной состоятельности фильма. А умирая, Леон забирает с собой в могилу еще большего, чем сам, грешника — бесноватого шефа бригады по наркотикам Стзнсфилда (Гэри Олдман), расстрелявшего семью Матильды: ее отца, мать, сводную сестру и малыша-братишку... Сюжет с Кудеяром имеет право на внимание художника, как и любой другой. Но когда счет лихим разбойничкам (пусть и кающимся со временем, и отмывающим грязные денежки, и пускающим их толику на вспомоществование сироткам) идет на многие тысячи, а книгам и фильмам о них — на сотни, впору задуматься: а не меняются пи нравственные ориентиры общества? И что завтра будет считаться нормой — мораль законопослушного налогоплательщика или неписаный "кодекс чести" труженика мафии? ■ ТЕХНИКА-МОЛОДЕЖИ 5 ' 9 5 43
|