Техника - молодёжи 1995-10, страница 63

Техника - молодёжи 1995-10, страница 63

Если недо роге мимозе дать понюхать хлороформа, она уснет, герестане бояться прикосновений. Если же рас ения не "усыплять", они способны на мно ое Комна -ныи кактус действител но реагирует на болезнь и даже на еремены настроения хозяйки. Это доказано наукой. Биопотенциалы подопытных растений меняю ся в зав симос ти от психического состояния экспериментатора. Специ альные опыты пове али о том, что наши зеленые друзья как то запоминают людей и совершенно по-разному реагируют на тех кто причинял им неприятности (обрывал цветы обрезал листья) и тех, кто ухаживал за ними удобрял, поливал регулярно.

Интересно что запоминают они не только свои, но и чужие страдания. Так что срезая листья алоэ будьте готовы к тому, что вас невзлюбя стоящие поблизости герань и аспарагус

Цветок способен расстраиваться, даже когда ибнет

вали импульсы величиной около 50 микровольт как раз в те моменты когда человек переходил из одного состояния в другое.

В общем, в 200 опытах повторялось в разных вариациях одно и то же: в ответ на перемену в эмоциональном сос оянии человека меняется и электрический по-енциал выраба ываемый растением. Чтобы объяснить это, профессор Пушкин выдвинул теорию, отчасти объяснившую, что именно происходит. "Наши опыты — говорил он, - свидете пьствуют о единстве информационных процессов, протекающих в клетках рас ения и в нервной сис еме человека; они ведь тоже состоят из клеток хотя и друго о типа. Это единство — наследие тех времен, когда на Земле оявилась пер-

Пестит и тычинки - разве они не похожи на причудливые излучатели антенн?

где-то рядом совершенно чуждое ему сущес во иного би ологического вида. Широкую известность получили опы ы одного из изобретателей детектора лжи американца К.Бакстера с креветкой и филодендроном, поставленные еще в 1965 г. К листьям филодендрона Бакстер прикрепил чувствительные датчики и бросил в кипящую поб изости воду живую креветку. Кривая самописца дала в этот момент резкий пик Опыт был повторен не раз — для статис-тическои достоверности Впрочем, подробности его и инженерное объяснение — в статье С.Славина напечатан ной вслед за этой.

От объяснения механизма эффекта Бакстер — не биолог — воздержался, предоставив это профессионалам. Но и они не могли объяснить его резуль атов ничем, кроме взаимодействия биополей тогда еще почти никем не признанных

Теперь — иное. На исходе столетия большинство из нас

вая молекула ДНК — носитель жизни и общий предок растений и человека. Было бы удивительно, если бы такого единства не существовало ."

Такое предположение было подтверждено и в результате опытов, проведенных на кафедре физиологии растений Тимирязевской академии под руководством рофессора И.Гунара. Впрочем, поначалу профессор воспринял иноземные идеи в штыки. "В двух соседних комнатах ctorj и растения подсолнечника и мимозы, — описывал он один из первых опытов — К одному из них

Чаша ветка весьма смахивает на чашу тарельчатой антенны. Возможно, такое сходство совсем не случайно...

Он живой, он светится... И возможно, подает радиосигналы! Антенное юле цветов настрое о, возможно, на сигналы чужой беды.

ТЕХНИКА-МОЛОДЕЖИ 10 1 9 5

утвердилось в мысли, что эти поля столь же могучи, сколь и тайне веннь Их действием объясняют многие фвктына-с оящего и прошлого. Сер ий Радонежский и другие святые старцы не расставались с подушечками, наби ыми бо-городицыной травой, она же чабрец, или имьян по-научному Спали на тех подушечках сном праведника... Думаю, дело тут не только в целебных эфирн ix маслах, которые у етучиваются достаточно быстро А в чем'

Вот пример ного рода показ вающий иополевое влияние уже не растения на человека, а человека - на растение.

Лю ер Бербанк—выдающийся селекционер второй половины прошлого первой че верти нынешнего века. Вывел сливы без косточки, гибрид сливу с абрикосом, чрезвычайно урожайный рецкии орех, ежевику и кактусы — без колючек1 У последнего оказались вкусные плоды, а зеленая масса стала ценным кормом для скота...

Вообще то, для самих кактусов колючки — вещь необходимая Они не только защищаю сочную мякоть от поедания травоядными. Капилляры внутри колючек устроены так что прекрасно удерживаю ночную влагу, ко орая для этих жителей пустынь значит больше чем вода, извлекаемая из почв их корнями. Бербанк окусился на жизненно важный орган или скорее систему, и кактусы, ее ествен но этому воспротивились Экспери ентатор был исколот ими с ног до головы Рассвире ев он однажды даже побрил своих подопе ных но и это дало лишь сиюминутный результат. Часть обритых кактусов погибла на других колючки скоро вновь отросли, как отрастает щетина наших подбородков.

И тогда Бербанк пустил в ход биополе и красноречие: стал уговарива ь кактусы расста ься с колючками, делал

В качестве иллюстраций к этой статье мы выбрали репродукции картин художника Петра Адамовича Валюса (1912 — 1971) "Кактус зацвел"(1), «Кактус с лиловым диском» (2) и "Ахматовский букет"(3). Гпядя на первую из этих картин, поэт Борис Дубровин написал такие строки:

Колюч эмигрант из пустынной земли, Тоской перекрученный, сумрачен, зол. Но сам изумился в чужбинной дали-Огни загорелись и горе прожгли — Кактус зацвел, кактус зацвел.

Фоторепродукции В. П. Валюса

были подсоединены датчики приборов другие растения в этот момент подрезались ножницами. Гальванометры никак не реагировали на наши "преступные" действия. Рас гения оставались безучастными к судьбе соплеменников. Потом кто- то из нас подошел поближе к сосуду с мимозой, подсоединенной к прибору. Стрелка качнулась..."

Из этого факта ученый делает вывод: "Любой школьник, знакомый с азами электростатики, поймет, что то было отнюдь не чудо. Всякое способное проводить ток физическое ело или система тел обладав определенной электрической емкостью, которая меняется в зависимости от взаимоположения объектов. Стрелка нашего гальванометра стояла незыблемо до тех пор, пока остввалось неизменной емкость системы. Но вот лаборант шагнул в сторону, и распределение электрических зарядов в системе нарушилось..."

Конечно, все можно объясни ь и так Однако спустя н !ко орое время сам профессор меняет точку зрения. Его приборы зарегис рировали таки у растений электрические импульсы, подобнье нервным всплескам человека и животных. И профессор за оворил совсем по-другому: "Можно полагать, что сигналы из внешней среды передаются в центр где после их обработки и подготавливается о ветная реакция". Ученому даже удалось о ыскать такой центр Он оказался расположен в шейке корней ко орая имеет свойство сжиматься и разжиматься подобно сердечной мышце.

Растения по видимому, умеют обмениваться сигналами, у них существует свой сигнальный язык, подобный языку примитивных животных и насекомых, продолжа исследователь свои рассуждения. Одно растение, меняя электрические потенциалы в своих листьях может сообщить другому об опасности. Словом, заключал Гунар, если не считать прикованности растений к своему месту, никакой разницы между ними и животными нет.

РАДИО РАСТЕНИЙ. Ну а каков все-таки механизм сигнализации, согласно современным представлениям? Он раскрывался по частям. Одно его звено в те же 70-е годы когда про сходило большинство описанных выше исследований, раскрыл К Раиян молекулярный биолог из универ итета штата Вашингтон. Он обнаружил, что как только гусеница принимается жевать лист на помидорном кусте, остальные листья тотчас начинают

61