Техника - молодёжи 1996-05, страница 19

Техника - молодёжи 1996-05, страница 19

Во время недолгой кампании на Дальнем Востоке «Кингкобры» использовались для сопровождения бомбардировщиков и разведчиков, прикрытия с воздуха войск и кораблей, штурмовки и бомбардировки японских позиций. На второй день наступления 40 Ил-4 под прикрытием 50 Р-63 бомбили укрепрайон Чучжоу, откуда японцы обстреливали советский город Иман. Части 190-й и 245-й дивизий поддерживали наступающие советские и монгольские войска, действуя, в основном, как истребители-бом-бардировщики и штурмовики, а также прикрывая транспортные самолеты, доставлявшие горючее передовым танковым и механизированным подразделениям. Бомбы брали советские, ФАБ-100, для чего несколько переделывали бомбодержатели. Подкрыльевые крупнокалиберные пулеметы, придававшиеся к некоторым сериям Р-63, обычно не ставили. 888-й и 410-й полки наносили удары по японским базам на Курильских островах, а затем обеспечивали высадку на них десантов.

Японская авиация не оказывала серьезного противодействия наступавшей Красной Армии, поэтому проверить качество «Кингкобры» в воздушных боях не удалось. Единственный бой на Р-63 провел младший лейтенант И.Ф. Мирошниченко из 17-й ИАП (190-я ИАД). 15 августа он вместе со своим ведущим, Героем Советского Союза Сиротиным, атаковал два японских истре

бителя, которые напали на выполнявшие посадку транспортные самолеты в районе Ванемяо. Один японец был сбит, другой скрылся, уйдя на бреющем полете среди холмов. Тип японских машин в различных документах указывается по-разному. И как «И-97» (т.е. Накадзима Ки.27), и как «Оскар» (по-американскому коду так обозначался Ки.43). Но и тот, и другой являлись устаревшими самолетами, так что исход боя был фактически предрешен с самого

Летом 1945 г. «Кингкобры» попали в морскую авиацию. К моменту объявления войны 7-я ИАД ВВС Тихоокеанского флота успела получить 10 Р-63, а в течение августа — еще несколько десятков. Но в боевой строй их ввести не успели, и участия в войне они не принимали.

Сдача истребителей советской миссии в Фэрбенксе прекратилась сразу же после капитуляции Японии. Всего 2397 машин прилетели через Аляску и только 3 доставили морем через Мурманск.

В США «Кингкобры» не вернулись: наиболее современный истребитель ленд-ли-за занял прочное место после войны в советской авиации,— это была самая массовая импортная машина. В 1946 г. на Р-63 перевооружили 6-ю гв. ИАД на Украине; первым их осваивал 20-й гв. ИАП, стоявший в Зельцах. Такой самолет получили и другие части.

«Кингкобры» оставались в строю вплоть до поступления реактивных истребителей. Их замена началась с 1950 г. Напоследок они сыграли важную роль в массовом переучивании летчиков на реактивную технику — истребители МиГ-9, а затем МиГ-15. Дело в том, что оба они имели шасси с носовым колесом, как у Р-63, а все советские поршневые истребители — шасси старой схемы с хвостовым колесиком. Вот на «Кингкобре» и наладили обучение взлету и посадке на новый манер. Кое-где задачу еще усложнили: отрабатывали заход на посадку без выпуска щитков на скорости 400 — 500 км/ч, имитируя МиГ-15. Уже после снятия Р-63 с вооружения боевых частей они надолго задержались в летных училищах как переходные машины; кое-где их видели еще во второй половине 50-х гг.

Несмотря на то, что основная масса всех выпущенных истребителей Р-63 была направлена в СССР, ни один из них не дожил до наших дней на новой родине. Демонстрирующийся в музее ВВС в Мо-нино макет является своеобразным гибридом «Аэрокобры» и «Кингкобры», так как собран из отдельных частей самолетов двух разных типов. Пожалуй, единственным местом в нашей стране, где еще сохранились кое-какие фрагменты «Кингкобры» является труднодоступный и практически необитаемый остров Шумшу — самый северный из островов Курильской гряды. Здесь, на двух бывших японских аэродромах (одном стационарном и одном полевом) вперемежку с трофейными Ки-43, Ки-48, B5N и А6М коротают дни под дождем и снегом обломки примерно двух десятков краснозвездных истребителей — наверное последние поршневые могикане минувшей войны. То ли климат здесь особенный, то ли американский дюраль оказался очень хорошим, но все элементы конструкции выглядят как новые, даже краска сохранилась, что не скажешь о соседствующих рядом бывших японских истребителях. От коррозии многие детали этих самолетов превратились в труху и рассыпаются при малейшем прикосновении. Тем обиднее видеть здесь «Кингкобры». Ощущение такое, будто всего пару дней назад по стоянке прошелся бульдозер, сгребая списанные самолеты под склон сопки подальше от глаз сурового начальства. Удастся ли кому-нибудь восстановить из имеющихся здесь обломков Р-63, пусть даже и не летающий? Ответить на этот вопрос сложно. Ведь самолеты изначально ломали так, чтобы их невозможно было починить. Мало того, слух о курильском кладбище «Кингкобр» гуляет по России уже не один десяток лет и кто знает, какие «организации» здесь уже успели побывать. По свидетельству местных следопытов, количество «натурных экспонатов» с каждым годом уменьшается. И вряд ли этим промыслом занимаются оставшиеся в живых военнослужащие японской армии, которые, согласно легендам, еще сидят где-то в подземных катакомбах.

Впрочем, «Кингкобры» не исчезли бесследно. Несколько машин хранятся в американских музеях, некоторые из них даже летают. И что следует отметить, американцы отдают дань уважения нашему сотрудничеству в годы войны и называют Р-63 «русским самолетом». Ведь «Кобра» делалась под наши требования и шла по ленд-лизу исключительно для вооружения Красной Армии. По праву в далекой Аризоне в музее ВВС США среди «Корсаров» и «Фантомов» стоит краснозвездный истребитель с звучным названием «Королевская кобра». ■

Т Е X Н И К А - М ^ Oj ЕЖИ 5' 9 6