Техника - молодёжи 1996-05, страница 52ня пилот В.Булгаков пролетает по прямой более 150 м. Ну а в конце 1910 г. успешно испытал свою машину ирландец Фер-гюссон, спустя год в небо поднялся первый австралийский аэроплан Дугана. Создание этих самолетов и удачные полеты на них можно считать выдающимся творческим заделом авиастроения: многие их конструктивные особенности стали как бы национальными чертами более поздних самолетов и просматривались на протяжении десятилетий. Многообразие авиационной техники, удивляющее нас сегодня, заложено было уже тогда, когда энтузиасты разных стран сооружали свои первые, еще не совершенные конструк- К. Смирнов, инженер Неизвестное об известном ОРИГИНАЛ В историю русской культуры князь В.Ф. Одоевский (1804 — 1869) вошел как один из самых разносторонних мыслителей. По свидетельству современников, его «привлекали,., литература, философия, химия, педагогика, библиография, юриспруденция...». За любовь к практической электротехнике его называли «гальванофилом». Среди меломанов он известен как выдающийся музыковед. Физика и астрономия, математика и медицина — трудно назвать область знаний, которой не коснулся бы этот универсальный ум. Да и в обычной жизни он слыл большим оригиналом. Писатель И,И. Панаев среди прочих указывал и на такую странность князя: «Ни у кого в мире нет подобных фантастических обедов: у него соусы перегоняются в химической реторте смешений; у него все варится, жарится, солится и маринуется ученым образом». Может быть, «Русский Фауст» просто оригинальничал и рисовался для окружающих? Отнюдь нет! 29 декабря 1860 г. в своем дневнике, явно не предназначавшемся для широкой публики, он сделал удивительную запись: «Князь Юсупов показывал мне свою книгу о древней музыке, но я не хотел ее смотреть, чтобы не украсть чего в свою». Вряд ли в наше время найдешь такого авто-ра-альтруиста. Ведь у большинства современных сочинителей диссертаций, монографий и публикаций львиная доля текста — это заимствования. □ Б.Хасапов, инженер г. Новороссийск Досье эрудита ПЧЕЛА В ВОЕННОЙ ФОРМЕ Как ни странно, идею этой операции, накануне первой мировой войны, подсказали немцам сами же их противники — французы. А дело было так. В 1880 г. французский : обратил внимание на удивительную способность пчел безошибочно находить путь к родному улью, как бы далеко они не улетали за взятком цветочного нектара. Сторонник учения Дарвина, Фабр решил, что ему удалось обнаружить у пчел «обонятельный инстинкт», о существовании которого толковали тогда эволюционисты. Позже советские ученые установили: инстинкт тут нипричем, просто эти насекомые обладают изощреннейшим обонянием, которое позволяет им обнаруживать микроскопические дозы пахучих веществ в воздухе. В полете каждое из них оставляет за собой как бы невидимую нить пахучей материи, которая и помогает безошибочно ориентироваться во время путешествий. И даже если ветер отнесет «нить» в сторону, смешает ее с тысячами других запахов, пчелы все равно не собьются с пути и обязательно доберутся до родного улья. Первым, кто попытался использовать столь удивительную их способность, стал опять же французский пчеловод Тайнак. Он договорился с коллегой, жившим от него в часе ходьбы, устроить своеобразную почту. Для этого они взяли друг у друга по нескольку пчел, которых для начала выдержали в закрытом улье, не балуя пищей. Затем к спинке пленников приклеили крошечный кусочек папиросной бумаги с зашифрованным посланием, предложили им мед и отпустили на волю. По пахучим «нитям», оставленным обитательницами родного улья, летучие курьеры устремились домой, где с них сняли доставленные «письма». Тайнак не придавал серьез-м экспери-часто публиковал о них статьи в популярных журналах. Именно они, судя по всему, и привлекли внимание немецких разведчиков к необычному средству связи. Экзотическую забаву французских пчеловодов немецкие офицеры поставили на практические рельсы... За несколько лет до войны немецкие пчеловоды вдруг проявили альтруизм: каждую весну и лето принялись прикармливать французских пчел жженым сахаром, медом и сиропом, приучив тем самым несколько их поколений летать через границу на определенные пасеки. Когда же в преддверии боевых действий началось развертывание и сосредоточение войск на границе, законспирированные под французских пчеловодов германские разведчики стали метить пчел шелковинками, цвет которых обозначал тот или иной род войск — пехоту, кавалерию, артиллерию, инженерные части. Меченые насекомые привычно летели за взятком на хорошо им знакомые немецкие пасеки, где «пчеловоды-альтруисты» во главе с капитаном Г.Мазерсом снимали шелковинки и подсчитывали их. В результате, после расчетов и внесения поправок, германский генштаб получил весьма точную картину расположения французских войск на границе... В эпоху развитых средств электронной связи пчелы-курь-еры могут вызвать лишь улыбку, но новые технические средства не исключают возрожде- ческой летучей почты. Надо лишь вместо папиросных бумажек и шелковинок научиться наносить на спинку пчелы микроточку — сверхминиатюрную фотографию, читаемую под микроскопом... □ В. Прядильщиков, инженер нием смотрят они на картины. Представим большую станичную школу человек на стопятьдесят (Новодворская), битком набитую учениками, подростками и малолетками-дошкольниками, пришедшими смотреть картины. Все дети рассажены так, чтоб хорошо видеть экран, где будут показывать картины. Около стен — свое и приезжее начальство, в стороне — несколько почтенных казаков, родственников учащихся. Школа гудит как улей, пока идут приготовления: дети вслух рассуждают, что их ждет, балуются. Но вот гаснут лампы, все утихомириваются. Все что-то ждут... И вдруг как в сказке на экране появляется огромный светлый круг, а в центре его — весь, как живой, ГОСУДАРЬ ИМПЕРАТОР. Дети поражены: «Ой ты, ух ты!» — стоит под потолком. В это время регент дает наскоро тон и школа мгновенно оглашается торжественными звуками народного гимна. «Боже, царя храни!» — с живым восторгом воодушевленно поют дети. — Боже, царя храни! — поют «ОИ ТЫ, УХТЫ! пропаганда, прямая и кс убеждаемся каждый вечер — и, чертыхаясь, переключаем «ящик» с программы на программу, пытаясь найти более-менее нейтральную передачу. Раньше, когда не было ТВ, роль всео- няли передвижные киноустановки, которые разъезжали по самым глухим уголкам страны и путем показа короткометражек приобщали население к текущему моменту. Ну а еще раньше, когда не было и кино? Оказывается, с этой ролью успешно справлялся волшебный (проекционный) фонарь. В подтверждение тому мы перепечатываем заметку из «Оренбургских ведомостей» ровно 100-летней давности. Кстати, обра- Тут невольно в публикации недавнего прошлого, сверхзадача которых угадывалась без труда. Да и нынешние, претендующие на интеллектуализм конъюнктурные «обязаловки» в некоторых из- уж отличаются? □ Волшебный фонарь Если на детей интеллигентных родителей, живущих в городе, а потому более или менее развитых, имеющих понятие о театре и цирке, картины волшебного фонаря производят большое впечатление, то что сказать про детей казаков, проживающих в станицах и поселках, кроме церкви, своей бедной школы ничего не видевших? Этих будущих воинов картины волшебного фонаря поражают и приводят в восторг. С каким захватывающим дух упое Все воодушевлены. Чудные звуки! Может ли быть Листая архивы у русского более нужные слова? • Беззаветная любовь к царю ши рится в их груди с каждым словом. Царь! Вслед за концом гимна портрет Государя сменяется портретом Богоданной Супруги Его ГОСУДАРЫНИ ИМПЕРАТРИЦЫ и снова восторг удивления и — «Боже, царя храни!», снова поют вконец растроганные дети и матерые казаки. Вслед идут на экране религиозные и исторические картины, баталические, бытовые, с чтением надлежащих текстов. В конце — юмористические, подвижные картины. Как взрываются хохотом дети! Этот смех окупает все затраты на покупку волшебного фонаря. После детей картины показывали исключительно взрослым. Их пришло столько, что за один сеанс все в зале не уместились. Картины показывались во всех восемнадцати станицах и многих поселках первого отдела. Везде одинаковый успех — от желающих смотреть и слушать не было отбоя. В некоторых станицах такое сильное желание смотреть еще и еще, что пришлось показывать картины и днем при закрытых окнах. Для объяснений картин приглашались местные священники, а за их отсутствием — объяснение производилось наблюдающим Фонарь с картинами приобретен по инициативе атамана первого отдела на общественные средства, с каждой станицы — поровну. ■ Из коллекции А. Трофимова ТЕХНИКА-МОЛОДЕЖИ 5' 9 6
|