Техника - молодёжи 1997-06, страница 43

Техника - молодёжи 1997-06, страница 43

КНИЖНАЯ ОРБИТА

Георгий ~ МИРОНОВ

«КОМАНДИР» -НЕ ВПОЛНЕ ПАХАН, А ЕСЛИ И ПАХАН, ТО ШИБКО ИНТЕЛЛИГЕНТНЫЙ

Георгий Миронов. «Месть командира». Роман. М., Эксмо, 1996. 512 с. в формате pocket book, серия «Русский бестселлер».

Оговорюсь сразу же: эта книга попала мне в руки случайно. Подбирал бумагу для одного из новых изданий, и как образец показали мне книги серии «Русский бестсе лер». Одну из них — судя по обложке, жесткий триллер — презентовали в надежде на bi годный контракт.

Какое-то время лежала книжка без дела, пока не обнаружил ее в руках взрослого сына. «На попсу потянуло?» — спросил его не без иронии, а он в ответ: «Да тут не совсем попса, скорее что-то вроде «Графа Монте-Кристо» наших дней, да на российском материале... Ерунды, конечно, много, но кое-что забавно и — батя, внимание! — твоего родного научпопа намешано вдоволь. Прочтешь — убедишься».

Что делать?! Стал читать. Научно-популярной литературе в шкурное наше время так же несладко, как и самой науке. Вымирает потихонечку. Может, хоть через такие вот бестселлеры детективного толка ньнешний молодой читатель воспримет информацию о мире, в котором мы живем?! Тем более, что об ав оре на обороте обложки сказано: он главный специалист Генпрокуратуры РФ и академик Международной академии информации.

Какую же информацию несет нам «Месть командира»?

Прежде всего, о герое романа. «Командир» — воровская кличка крупнейшего уголовного деятеля, который сам о себе вещает без лишней скромностм: «...Я создал уникальную криминальную систему, объединяющую практически все бригады в стране. Жестоко расправляясь со смутьянами, удалось подчинить себе всех авторитетов, всех воров в законе, всех бригадиров из «новых». Кого убрал, кого переманил, кого убедил, что только со мной у них есть перспектива»...

В то же время «Командир» — доктор искусствоведения и удачливый геолог люби ель или, если хотите, сверхудачливый старатель. И конечно, великолепный любовник и настоящий супермен: стреляет без промаха и жалости из любого оружия и любых положений, плавает не хуже Тарзана и фехтует, как Д'Артаньян... К тому же, на редкость везу 1

И вот такую-то исключительную личность величают — и на обложке книги, и на титуле — со строчной, маленькой, буквы! Вопреки, кстати, канонам русской грамматики, согласно которой даже кличка козла пишется с большой буквы и, как правило, в кавычках. А тут...

Однако продолжим саморазоблачения новоявленного Монте-Кристо: «...Наладил отличные связи с мес ами лишения свободы. Везде все было схва ено... Я создал отличную систему прокручивания общака в банках России и за рубежом... Я создал мощную (внимание! — П.С.) информационную сеть. Владея информацией, я стал е ьступатъ координа ором действий бригад, и провалов стало меньше. У меня сложился

уникальный информационный «банк данных» (тут-то зачем кавычки? — П.С.) на все криминальные структуры России и так называемую «русскую мафию» за рубежом. Моя компьютерная система работала в режиме совместимости с базой данных И терпола » Сразу чувствуется что азами информа-тмки-науки автор владеет. Но это еще не все, и «Командир» продолжает, выступая уже — отчасти — в своем ином, искусствоведческом обличье: «Я создал не имеющую аналогов в мире коллекцию произведений ювелирного искусства всех времен и народов. Мои бригады и обычные исполнители выкрадывали уникальные вещи из музеев и частных коллекций. Потом на моих подпольных заводах делались отличные копии... Подделки продавались частным кол екционерам за рубеж как подлинники. А подлинники собирались у меня в хранилище...»

В дальнейшем «Командир», судя по намекам, намеревался вернуть их отечеству, но мы никогда не узнаем, доживет ли он до тех времен и кому достанется коллекция.

Вот за этим-то благороднейшим жуликом (незабвенный О.Бендер рядом с ним выглядит жалким дилетантом) устроили охоту два коррумпированных, конечно же, генерала: один из МВД, другой из «органов». И конечно же, по законам детективного жанра, наш замечательный «Командир» переиграл их вчистую, и в конце романа порок (не «Командира», заметьте) будет наказан.

Как и почему — мало интересно, потому что написано не убедительно. А насколько однообразен и скучен язык этого «бестселлера», читатель, должно быть, уже понял по приведенным цитатам.

Листаешь страницы «Мести», а в мозгу то и дело возникает песенка паровоза. А знаете что он поет? «Туф-та, туф-та, туф-та»... Впрочем, к минералогическим страницам романа это, кажется, не относится. Хоть и там язык повествования мало образен, суховат, но зато явных ляпов не видать.

Потому судите сами, можно ли отнести сей «бестселлер к одному из жанров художественной литературы или он — приключенческий на-учпоп. Кстати, на бес селлер (без кавычек) роман явно не тянет — это отчасти подтверждав ся довольно внушительными его штабелями в нескольких крупных книжных магазинах Москвы весной нынешнего года, хотя он был издан еще в прошлом. Должно быть, тираж — 40 ООО — завышен...

Смешно, но «Месть» — самая крупнотиражная книга из тех, которые мне довелось описывать в рубрике «Книжная орбита» за последние годы.

А может, как заметил когда-то поэт А.Вознесенский: «Какое время на дворе, — таков мессия»?.. С этим-то — не поспоришь.

Петр СТОЯНОВ

В подтверждение сказанного два небольших фрагмента романа Г.Миронова «Месть командира»:

«...Я выбрал Ваню. Он отслужил демобилизовался и уехал, устроившись в геолого-разве-дочную партию, куда-то в Коми.

Перед отъездом пришел ко мне... Я знал, что ему можно доверять, как себе. Честнейший был человек. Только... Считал, что у государства (оно-то всех обманывает) и у мерзавцев (потому что они мерзавцы) можно брать. А вот у бедного да хорошего человека — расчески старой не украл бы...

ТЕХНИКА-МОЛОДЕЖИ 6 ' 9 7

41

Все мои идеи Ваня старался воплотить в жизнь с фанатизмом первого ученика. Я ведь подал ему идею насчет золота. Правда, впервые сформулировал ее профессиональный геолог Борис Серба, но я до геологоразведки довел, а теперь и до промышленной добычи... Я идею насчет озерного жемчуга подал. Я надоумил поделочный камень «под себя» взя ь Внедрил Ивана в сложную осударственную сеть «Россия — Финляндия» по костамукшскому окатышу. Я привез его в Шокшу, показал местный кварцит, увлек идеей импорта, а потом, чтобы не трати ься на поставки в Финляндию сырья заставил открыть крупную фабрику и торговать уже изделиями из камня, в том числе уникальной каменной посудой, на которой ничто не горит...

Ваня сильно меня уважает. Мог бы спросить: зачем при моих миллиардных оборотах самому ерез границу вез и меч и портиры, бриллианты и золото викингов?.. Но не спросит. Знает что я художник, а не «пахан». Мне надо, чтоб я сам мог что-то сделать

Другой фрагмент книги — из самой последней главы — обширнее и, можно сказать, научно популярнее:

«...Интересно жить когда жизнь полна зага док... В сопровождении вернувшегося по сигналу дежурного охраны я отправился в местечко Карьясниеми. Всего сорок минут езды. Там находится моя лаборатория синтеза минерального сырья. Да-да, именно так: в небольшом финском городке на 15 ООО жителей разместился, по сути дела, институт мирового уровня.

...Мне доложили, что в лабора ории наконец-то научились «выращивать камни по заданной программе. Это было откры ие Выращенный в лаборатории опал был признан в Нью-Йорке как минерал «природного происхождения». Выращенный искусственный аметист послали во Францию. Вывод тот же.

Была у меня идея с помощью авантюристов международного класса начать акцию по замене в музеях и час" ных коллекциях подлинных драгоценностей на фальшивые. И вот после пяти лет работы — удача!..

Главная гордость... — камни, которые крайне редко встречаются в природе. Вот, например, розовый грана розовый и желтый топаз

Но есть и неудачи. Син етическии малахи который ни один эксперт не отличит от настоящего, в производстве пока очень дорог. Дороже африканского. Но малахит на Урале выбран уже почти весь. По данным Джона Рюисберри из Лондона, близки к выработке и запасы в ЮАР. Так что у моего малахита есть будущее.

Большая удача — рубины. Их производство сравнительно дешево. (Все правда. Рубиновые стержни для лазеров еще в 60-х годах в СССР делали, а с малахитом и 30 лет спустя были осечки, подобные описанным Г.Мироновым. — П.С.) В мире почти не осталось ароита А мы можем выбросить на рынок столько чароита, сколько он съест.

Но главное — бриллианты. Мы теперь можем их делать столько, сколько надо. Любой величины и формы. (Недаром бриллианты российской огранки в мире считаются чуть лини самыми совершенными. Сам же факт, что технически уже возможно вырастить алмазы, пригодные для получения бриллиантов, специаг истов давно не удивляет. Но работы в этом направлении, естественно, нигде не афишируют. — П.С.)

Мне показали, как насыщают цве у старой бирюзы, как научились убирать темную «некачественность» у чароита, как в гигантских автоклавах выращивают совсем новые, неизвестные минералы. (Зря тут автор не вспомнил о фианите, но, видимо, объем романа был уже выработан, вот и сбился он на перечислительную скоропись. — П.С.)

Кажется все!..»

После этого читатель может вздохнуть с облегчением. Л