Техника - молодёжи 1997-08, страница 41

Техника - молодёжи 1997-08, страница 41

По мнению исследователя В.В.Шигина, весной 1833 г., после совместной работы с адмиралом М.П.Лазаревым, Казарский знал всю подноготную подготовки экспедиции на Босфор, о состоянии и вооружении кораблей, тыловой базы. Беспорядки и злоупотребления, выявленные им, были столь вопиющи и грозили такими наказаниями военным сановникам, что они, зная о неподкупности дотошного ревизора, решились на крайний шаг — его физическое устранение.

В воспоминаниях Фаренниковой приводится описание последней встречи с Казар-ским, когда он, по пути в Николаев, посетил расположенное поблизости от города ее имение. Александр Иванович находился в подавленном настроении, нервничал, был задумчив. «Не по душе мне эта поездка, предчувствия у меня недобрые»,— сказал он ей. После этого попросил супругов Фареннико-вых встретиться с ним в Николаеве и назначил конкретный день встречи. В тот день должно было произойти что-то очень важное и, возможно, опасное, и капитан хотел заручиться поддержкой друзей. Вероятно, владея информацией, компрометирующей многих высокопоставленных лиц, он хотел доверить ее ьадежным людям на случай своей смерти.

Через несколько дней после последней встречи в имение Фаренниковых прискакал морской служитель с известием, что Казарский при смерти. Это случилось под утро именно в то самое число, на которое была назначена встреча. Срочно прибыв в Николаев, супруги Фаренниковы застали Казарского в очень тяжелом состоянии, начиналась агония. Перед смертью капитан смог сказать только одну фразу: «Мерзавцы меня отравили». Потом на коро кии миг забылся. Через полчаса его не стало.

Елизавета Фаренникова сообщает в своих мемуарах что после похорон она с супругом попыталась восстановит картину последних дней Александра Ивановича. За отсутствием гостиницы в Николаеве, Казарский остановился в доме у некой немки, где и с оловался Перед приемом пищи требовал пробовать приготовленную для него еду. Во время визитов, которые обязан был делать, он решительно отказывался от предлагаемых пищи и напитков, но в одном генеральском доме дочь хозяина поднесла ему чашку кофе. Казарский выпил чашку, по-видимому, не желая огорчить отказом молодую девицу. Наверное, на этом и строился весь расчет злоумы-ш енников. Уже спустя несколько минут капитан почувствовал себя плохо. Поняв причину ухудшения состояния, он вернулся домой и вызвал врача. Тот рекомендовал ему горячую ванну, из которой Казарского вынули едва живым. Фаренникова считает, что врач также был овлечен в заговор и не оказал капитану должной помощи.

В.В.Шигин, основываясь на ее воспоминаниях высказал предположение, что Казарский был отравлен ртутью. Это предположение не лише( о смысла.

Казарскии мучился сильными болями и кричал: Доктор, спасайте, я отравлен!» Какого характера были боли неизвестно, но, по-видимому, у него был поражен желудочно-кишечный тракт. Это очень похоже на действие деструктивного яда, то есть вещества, вызывающего дистрофические и i екробиотичес-кие изменения почек, печени, м окарда желудочно-кишечного тракта, головно о моз а и др. Многие яды этой группы поражают сли

зистые оболочки пищевари ельного тракта и способны накаплива ься в организме. Ртуть и ее соединения, наряду с фосфором, мышьяком и цинком о носятся именно к дес рук тивным ядам.

Похоже, Казарског отравили рту ью и фосфором — веществами, которые проще всего было достать в Николаеве. Хлориды ртути — сулема и каломель — довольно часто применялись в то время в фармацевтике и парфюмерии; не составляло большого труда раздобыть и белый фосфор. Учитывая осторожность Казарско о, вряд ли можно допустить хроническое отравление малыми дозами. Куда вероятнее, что ему поднесли сразу большую дозу. Данные яды плохо растворяются в воде, даже горячей и Казар ский мог заметить беловатый или желтоватый осадок в своей чашке, что укрепило его в убеждении — он отравлен.

При приеме сулемы слизистые оболочки рта, губ, глотки приобретают сероватый отте нок, набухают, покрываются налетом. Появляется боль в области желудка, рвота с кро вью, частый водянистьи стул с примесью крови и слизи (ртуть вызывает сильное слабительное действие). После наблюдается нарастающая слабость, мышечные судороги металлический вкус во рту и потеря сознания. Из записки Бенкендорфа видно Казар ский - беспрестанно плевал», и на полу образовались черные пятна, которые было невоз можно смыть. Можно полагать, что, помимо металлического вкуса во рту и усиленного слюноотделения, у Казарского развился ртутный стома ит с кровоточивостью десен. Иногда при большой дозе ртути пострадавшие ощущают лишь жжение в желудке и тошноту, а через 1— 2 часа состояние резко ухудшается, человек еряет сознание, у него развивается острая сердечно-сосудистая недостаточность и наступает смерть.

Таким образом, в целом картина кончины Казарского соо ветствует симп омам отравления соединением ртути, а именно — сулемой. Яд был принят в очень большом количестве, что вызвало острое отравление и сравнительно быстрый летальный исход.

Учитывая уровень науки того времени, можно с уверенностью сказать, что при правильном проведении экспер изы трупа Казарского можно было с полной достоверностью установить причину смерти капитана. Руководство по отравлениям, составленное тогдашним профессором Медико хирургической академии Нелюбиным, долгое время считалось ценнейшим пособием по вопросам токсикологии. Современниками Казарского были акие извес нь е судебные медики, как С.А.Громов, С.Ф.Храповицкий и И.В.Буяльский. Даже через полгода после смерти, когда была произведена эксгумация трупа и изъяты внутренние органы, можно было установить истинную причину смерти, обнаружи ь ртуть или другое вещество, вызвавшее отравление. Однако этого не сделали. Даже император не в силах был разорвать цепь воровской круговой поруки своих чиновников...

В Севастополе на Матросском бульваре стоит памя ник с лаконичной надписью: «Ка-зарскому. Потомству в пример». Добавить к тому что-либо трудно. Всей своей короткой жизнью отважный моряк доказал правомерность этой надписи, он свято берег честь офицера русского флота, думал о благе своей Родины и могуществе русского оружия. ■

ТЕХНИКА-МОЛОД Е Ж И 8 9 7

„ЗА ТАИНАМИ МАВЗОЛЕЯ

Так называлась статья наших корреспондентов Игоря АЛЕКСЕЕВА и Геннадия АНИСИМОВА, опубликованная в журнале (№5 — 7 за 1992 г.). Спустя пять лет мы решили продолжить эту тему...

• Что произошло с мозгом вождя?

• В чем состоял первоначвльный проект консервации тела''

• Кому и зачем понадобились двойники мумии?

• Удастся ли клонировать Ленина? Об этом и о других секретах Лаборатории при Мавзолее читатели «ТМ» первыми узнают из статьи нашего спецкора — и кинорежиссера — Владимира РЯБЦЕВА!

ВПЕРВЫЕ ПУБЛИКУЮТСЯ неизвестные архивные материалы, а также уникальные снимки нашего фотокора Анатолия МОРКОВКИНА. ЧИТАЙТЕ В СЛЕДУЮЩЕМ НОМЕРЕ -НЕ ПРОПУСТИТЕ!

ВНИМАНИЮ ПОДПИСЧИКОВ

Из стран СНГ, прежде всего из Казахстана и Украины, в редакцию поступаю жалобы читателей на неполучение или несвоевременную доставку номеров «ТМ». Мы связались с «Агентством подписки и розницы» (АПР), которое обеспечивает рассылку наших изданий, и нам сообщили, что из Москвь журналы уходят в срок. Задержки в их получении подписчиками — следствие нечеткой работы соответствующих служб на местах. Жителей Украины и Казахстана просим обращаться за разъяснениями по тел.: (044) 228-1503 (Киев); (3772) 26-0963, 26-1564 (Алма Ата). ■