Техника - молодёжи 2000-03, страница 32

Техника - молодёжи 2000-03, страница 32

ТВОРЧЕСТВО МОЛОДЫХ

Борис оныкий, ректор Московского инженерно-физического института

V

ИНЖЕНЕР-ФИЖ-ЖУРНАЛИСТ

i нашем обществе, да и в мире в целом, есть огромнейшая проблема: барьер между технарями, естественниками, и — гуманитариями. В значительной степени, по-моему, барьер искусственный: столько было примеров успешного совмещения, а то и перемены профессий!

Конечно, есть люди ленивые, для которых точность мышления, необходимость сдавать коллоквиумы по математическому анализу, непереносимы. Лучше, знаете, легкий дриблинг в языке, пошел, чего-то такое наговорил связно, получил свою оценочку по какому-то предмету, который толком и не определишь — ни объекта изучения, ни методики... Но при чем же здесь различие технарей и гуманитариев?

Человек уже давным-давно живет в искусственном мире. И мне совершенно непонятно, как можно готовить людей, влияющих на чужую жизнь через свою деятельность в юридических органах, во всяких структурах, связанных с экономикой, но не имеющих абсолютно никакого представления об искусственном мире, который создается инженерами, рабочими... Балаган получается!

Поэтому МИФИ поставил сейчас перед собой долговременную, очень трудную задачу преодоления существующего барьера между гуманитарной и естественнонаучной, инженерной подготовкой.

Полвека назад у нас уже был опыт решения подобной проблемы. Ведь специальности «инженер-физик», «инженер-математик», «инженер-системотехник» появились в результате деятельности МИФИ. Вначале были шутники, укорявшие: мол, инсти

Б.Н. Оныкий, ректор МИФИ: давайте попробуем!

тут, который готовит и не физиков, и не инженеров, а нечто непонятное. Но когда наши выпускники вышли на ключевые позиции в творческих организациях, связанных с созданием сложнейших установок, с продвижением в микромир, обнаружилось: получился специалист, который в огне не горит, в воде не тонет, ничего не боится, и называется «инженер-физик».

Рано еще говорить о специальности, допустим, «инженер-физик-жур-налист», но будем считать эти статьи наших студентов первым шагом. Давайте попробуем! □

Элеонора МИХАЙЛОВА

ИЗУЧАЯ АВТОМАТИКУ

Совсем недавно кафедра «Автоматика» отметила свое 50-летие, а 30 лет назад при ней было образовано студенческое исследовательско-конструкторское бюро «СКИБ-А», многие разработки которого до сих пор применяются на промышленных предприятиях, атомных станциях, в НИИ. Среди них — измеритель вязкости, созданный по заказу завода имени Карпова, датчики уровня пива в бочках для Москворецкого экспериментального пивоваренного завода (проблема заключалась в том, что при сливе пиво тут же пенилось, и не было видно, сколько его осталось), индикатор уровня стекла в стекловаренных печах, телеметрическая аппаратура, фиксирующая параметры взрыва...

Меня же заинтересовала «Модель спутника с астроориентацией».

Применение системы ориентации значительно расширяет возможности космических летательных аппаратов. Например, только она позволила советской автоматической межпланет-

Студенты МИФИ, осваивающие журналистскую науку. Первый справа в верхнем ряду — Алексей Москинов, первая слева — Юля Дуби некая, вторая справа — Ольга Сторожилова.

ной станции (АМС) сфотографировать обратную сторону Луны. Напомню, как это происходило.

АМС развернулась объективом фотоаппарата на Луну, для чего, по сигналам измерительных устройств, система управления угловым движением станции вокруг ее центра масс выдавала соответствующие команды исполнительным органам (в данном случае — ракетным микродвигателям). После окончания съемки автоматика была отключена, а АМС, для сохранения стабилизации, просто закручена вокруг продольной оси с определенной угловой скоростью.

На Земле этот (и другие) процесс воспроизводится в лабораторных работах как раз благодаря «Модели спутника с астроориентацией». О ней рассказывает доцент кафедры «Автоматика», руководитель студенческого КБ Г.Н. Алексаков.

— Габриэль Николаевич, как возникла идея создания этой установки?

— Проектировщик автоматических систем должен правильно понимать процессы в автоматизированном объекте, уметь перевести их на язык математики, придумать и реализовать закон управления, обеспечивающий выполнение всех необходимых функций, в простых и надежных устройствах. Чтобы научиться этому, необходимы простые и наглядные модели, в которых все эффекты, производимые автоматикой, можно наблюдать глазами, и которые можно встроить в учебный процесс. Одна из них — «Модель спутника с астроориентацией».

— И что же она собой представляет?

— Это поворачивающаяся платформа с закрепленным на ней электродвигателем, на валу которого расположен маховик. Последний играет роль массы, отталкиваясь от которой, поворачивается «корпус спутника». Маховик раскручивается в одну сторону, платформа же, благодаря реактивному моменту, — в противоположную, что позволяет нацелить «спутник» на нужный объект.

— Насколько мне известно, в настоящих спутниках для нацеливания применяются сложные оптические системы. Каким же образом это реализовано здесь?

— Сделан «телескоп» на фотодиодах, датчик отклонения от направления на источник света («солнце»). Последний — несколько лампочек накаливания, расположенных на некотором расстоянии друг от друга. Датчик преобразует величины угла и скорости отклонения в электрические сигналы, на основе которых закон управления формируется аналоговым вычислительным комплексом АВК-6.

Лабораторная же работа заключается в том, что схема АВК-6 — перестраиваемая, и перестановкой токопроводящих перемычек закон управления можно поменять — посмотреть, как будет вести себя «спутник», и почему. □

ТЕХНИКА-МОЛОДЕЖИ 3 2000 Заказ 576