Техника - молодёжи 2006-01, страница 38

Техника - молодёжи 2006-01, страница 38

36 2006 №01 ТМ

РЕЛИКВИИ НАУКИ И ТЕХНИКИ

МЕХАНИЧЕСКИЕ

ЛЮДИ

Татьяна СИДОРИНА

Началось всё ещё в XIII в. Однажды немецкий маг и философ Альберт Великий прищемил ногу дверью. Это сильно рассердило учёного, и он и решил создать механического слугу, который мог бы открывать и закрывать перед ним дверь. Говорят, на его создание Альберт Великий потратил тридцать лет, зато «железный человек» не только умел открывать дверь, но и произносил приветливые слова. Со временем, правда, он становился всё разговорчивее, и, в конце концов, так надоел хозяину, что тот схватил молот и разбил механического друга. Конечно, о болтливости механического слуги слухи преувеличены, но всё остальное в этой истории — правда.

Механические люди, появившиеся пять столетий спустя в маленькой швейцарской деревушке Шо де Фон, болтливы не были, зато умели писать, рисовать и играть на фисгармонии.

Искусственный человек, который умел писать, был ростом с пятилетнего ребенка, хотя выглядел как взрослый. Сидя на скамейке перед маленьким столиком, он держал гусиное перо и, наклонив голову, медленно, как ученик, выводил отдельные слова и даже фразы. При этом, когда надо было, макал перо в чернильницу и даже задумывался перед следующей фразой. Буквы получались крупными, с нажимом и располагались ровными строчками. Закончив работу, писец посыпал лист бумаги песком, чтобы быстрее просохли чернила, а потом стряхивал его и протягивал зрителям. Те шумно выражали свой восторг и изумление. Кто-то из грамотных брал исписанный лист и вслух читал текст. Обычно это были всякого рода приветствия.

Рядом сидел другой механический человек и рисовал карандашом разные фигурки, сдувая иногда с листа соринки или просто его встряхивая.

Третьей диковинкой была механическая музыкантша. Она плавно ударяла по клавишам фисгармонии, выдавая быстрые пассажи. При этом она поворачивала глаза и голову, следя за движениями рук. Грудь её поднималась и опускалась, как будто она дышала. Окончив играть, механическая женщина наклоняла голову, внимая аплодисментам восхищенных слушателей.

Движения и действия механических людей были так естественны, что многие зрители, специально

приезжавшие в Шо де Фон поглазеть на них, готовы были считать их живыми людьми, поэтому эти механизмы получили название «андроидов».

Загадка механических людей заключалась в их устройстве, состоявшем из огромного количества шестеренок, пружин, кулачков, противовесов и зубчатых передач. Всё это напоминало очень сложный часовой механизм, и сконструировать его могли только часовщики. Создатели писца, художника и музыкантши отец и сын Пьер и Анри Дро, жители Шо де Фон, ими и были. Впрочем, это ремесло в их деревне знал каждый второй.

Правда, в юности Пьер Дро к часам не проявлял никакого интереса, и родители решили сделать из него священника. Но когда после окончания духовного училища Пьер вернулся в родную деревню, он вдруг и думать забыл о духовной карьере. Его заворожил мир часового механизма, в котором все колесики, винтики, пружинки умещались в маленькой коробочке на ладони. Но, освоив искусство часового мастера, Пьер, кажется, потерял к часам всякий интерес. Ему хотелось создавать что-то необыкновенное, и он начал пристраивать к хронометрам всякие самодвижущиеся фигурки.

Одно из своих изделий — часы с пастушком и собачкой — Пьер Дро повез в Мадрид, чтобы показать королю Испании Фердинанду VI, где в присутствии двора и продемонстрировал свой необыкновенный механизм. Когда часовая стрелка подходила к какому-нибудь часу, пастушок на флейте свистел нужное число раз. У ног пастушка лежала собачка, охраняя корзину с яблоками. Вдруг одна фрейлина захотела взять яблоко из корзины, и собачка... залаяла, да так естественно, что ей ответили все придворные собаки. Понятно, что за часы поражённый король заплатил не скупясь.

Пьер же, вернувшись в родную деревню, задумал создать механизм, похожий на человека и совершающий человеческие движения. Задача была сложной и потребовала долгого, упорного труда. Наконец, в 1770 г., через двадцать месяцев был закончен механический писец. Мастер дал ему имя Жаке. Устройство его в общих чертах состояло в следующем. Если снять с писца заднюю крышку, можно было увидеть множество валиков, пружин,

Выдающийся часовщик XVIII в. Пьер Дро и его сын Анри, также искусный механик, попавший в тюрьму по приговору испанской инквизиции

зубчатых шестерён и дисков, а сверху донизу шёл кулачковый вал со множеством выступов. Внизу размещался диск с буквами, приводимый во вращение сильной пружиной. В зависимости от положения зубцов на диске, которое устанавливается рукой человека, механизм писал те или иные буквы и фразы.

За работой отца внимательно наблюдал сын механика Пьера Дро -Анри. По-видимому, мальчик унаследовал исключительные способности к механике, потому что через три года сам принялся за изготовление нового механического человека, который должен был уметь рисовать. Работа пошла быстрее. Сказывался опыт, полученный при создании писца, и рисовальщик был закончен в течение года.

Затем оба механика — отец и сын — занялись изобретением и постройкой музыкантши.

В 1774 г. механические люди Дро были выставлены в Париже, где снискали огромный успех — на демонстрацию ежедневно собирались толпы парижан. Это подсказало Пьеру Дро мысль показать их в Испании. Сам он был уже немолод, поэтому осуществить эту поездку предложил сыну. Тот с удовольствием согласился, нисколько не подозревая о несчастьях, подстерегавших его в далёком Мадриде.

Беды начались ещё в дороге. В Марселе беспечный юноша сел на корабль, идущий в Испанию, но неподалеку от испанского берега парусник попал в бурю и потерпел крушение. Часть экипажа и пассажиров утонули. И хотя мастер и его механические существа были спасены, оказалось, что морская вода испортила механизм андроидов настолько, что они не могли более демонстрировать свои способности. Удручённый Анри принялся за починку, работу кропотливую и не менее сложную, чем само изготовление. Мастеру пришлось разобрать