Юный техник 1958-02, страница 24

Юный техник 1958-02, страница 24

Луна эта населена, и ее несколько десятков обитателей заняты сложной и ответственной работой. Им трудйо было бы жить в этом фантастическом мирке без тяжести. Поэтому наружная часть станции — кольцо — вращается, и в жилых помещениях воцаряется привычная обстановка. Только звезды, проплывающие в иллюминаторах, да необычно черное небо и планета Земля вблизи напоминают, что люди здесь — небожители. Таблички с короткими надписями: «Служба Солнца», «Метеослужба», «Служба льдов» — выразительно рассказывают о многогранности института в космосе. Это лишь часть того, чем занимаются здесь. Снаружи у телескопа астроном в скафандре на открытой площадке своей обсерватории наблюдает Луну, планеты и звезды.

Киноаппарат снял и другие кадры. Готовят к отправке разведочную ракету-автомат. Вслед за нею должна отправиться по разведанной лунной трассе и ракета с людьми. Сначала мы видим ее на экранах телевизоров у причалов внеземной станции, потом перед нами лунный корабль вблизи, в полете, и, наконец, на Луне Когда садится пыль, поднятая опустившимся кораблем, по лесенке сходят люди, и первые следы человеческих ног отпечатываются на поверхности мертвого лунного мира...

Этого не было, но это будет. И залогом тому послужил первый искусственный спутник — небесное тело, созданное руками человека. Вот на экране несется среди неподвижных звезд яркая светящаяся точка. Одна на другую ложатся газетные полосы, с одним, понятным теперь на всех языках словом «спутник», и раздаются его сигналы. Одержана первая победа над силой тяготения, приковывающая нас к Земле. Но с чего же началась атака космоса, когда и где родилась необыкновенная наука астронавтика?

На экране возникает панорама маленького провинциального города Калуги, и перед нами оживают эпизоды далекого прошлого. Вот он, скромный учитель гимназии Константин Эдуардович Циолковский в окружении своих постоянных слушателей— ребятишек. С детства болезнь лишила его слуха, и, разговаривая, он прикладывает к уху руку, словно слуховую трубу. «А что, ребята, можно на воздушном шаре на Луну слетать?» — спрашивает Циолковский. «Конечно, нет! — слышится в ответ. — Ведь летать можно в воздухе, а как же двигаться там, в пустоте?..» Лодка медленно плывет по реке и останавливается. В ней Циолковский и тот самый парень, который не знает, как летать в пустоте. И Циолковский наглядно показывает, как можно двигаться в безвоздушном пространстве. Один за другим летят в воду брошенные его рукой предметы: весла, зонтик, скамейка. Отталкиваясь от них, лодка начинает двигаться. Вот так сила отдачи будет двигать и корабль вселенной. Корабль этот — ракета. Циолковский набрасывает ее контуры, и мы следим за ходом его мысли. В передней части надо устроить каюту для пассажиров. Насосы будут подавать жидкое топливо в камеру сгорания. Полетом станут управлять автоматы, а рули, поставленные в струе вытекающих газов, повернут ракету в пустоте. А чтобы разместить в ракете побольше топлива, придется соединить вместе несколько ракет, сделать корабль составным...

22