Юный техник 1960-05, страница 9ПУТЬ К МАСТЕРСТВУ Д. ДМИТРИЕВ, Ю. НОТЛЕР Бывает, что юношеское влечение к какой-нибудь профессии превращает ее в дело всей жизни. Для Якова Николаевича Халипа выбор профессии произошел в один из февральских дней 1926 года, когда ему, молодому фотолюбителю, редакция журнала «Огонек» поручила сфотографировать испытания первых советских аэросаней. Этот снимок стал первой вехой журналистской профессии одного из старейших фоторепортеров страны. С тех пор прошло уже тридцать четыре года. Яков Николаевич Халип стал не только профессиональным фотокорреспондентом, но и мастером художественной фотографии. Мастерство приходило с годами. Беспокойная профессия журналиста заставляла всегда находиться в гуще событий, на переднем крае социалистического строительства. Он работал корреспондентом «Огонька», редактировал журнал «Советское фото». Участвовал в спасении папанинцев и пуске Магнитки, рассказывал читателям о создании кооператива тамбовских крестьян и о первых советских станках-автоматах. В тяжелую годину, когда на нашу страну вероломно напали фашисты, Яков Николаевич уходит в ряды Советской Армии. Специальный корреспондент газеты «Красная звезда», он остается в осажденной Одессе, находится в отрядах защитников Крыма. На девяти фронтах — от Мурманского до Южного — он вместе с пехотинцами и танкистами, артиллеристами и саперами разделяет нелегкую солдатскую долю. О мужестве и героизме простых советских людей — защитников Родины — рассказывал в те годы людям всего мира его фотоаппарат. Опубликованные Советским Информбюро его снимки печатались далеко за рубежом нашей страны: в Индии и Соединенных Штатах Америки, Австралии и Англии, Новой Зеландии и Южно-Африканском Союзе. Кончилась война. Солдаты вернулись домой. Страна оделась лесами новостроек, вчерашние воины стали монтажниками, сталеварами, лесорубами. И снова о их труде, о их славных делах рассказывает читателям специальный фотокорреспондент журнала «Советский Союз» Яков Николаевич Халип. Вместе с москвичами провожает он первый эшелон целинников, а потом в фотоочерках знакомит читателей с их новой жизнью на новых местах. В дни работы исторического декабрьского Пленума ЦК КПСС в Москве была развернута выставка работ Я. Н. Халипа «Мастера урожая». Это был его творческий отчет о поездках по целинному краю. Сейчас Якова Николаевича, наверное, нет в Москве. Постоянное стремление «держать руку на пульсе жизни» делает журналистскую профессию в наши дни особенно беспокойной. Ведь в любом уголке страны происходит сейчас столько знаменательных событий! 7
|