Юный техник 1961-02, страница 59

Юный техник 1961-02, страница 59

в Приеме на Слух, учили собирать и проверять радиосхемы и, наконец, летом отправили на практику с коротковолновыми при-емо-передающими станциями Всем выдали красноармейское обмундирование и приняли на довольствие в батальон связи дивизии.

По окончании курсов я собрал свой собственный коротковолновый приемник. По рекомендации КОДРа, мне было выдано разрешение на передающую коротковолновую станцию и присвоены позывные — ЕУ5СД. Было мне тогда пятнадцать лет.

Я купил несколько открыток, отпечатал на них свои позывные, данные своего передатчика и стал рассылать эти открытки коротковолновикам. Они присылали мне извещения о приеме моих сигналов. Вскоре таких извещений — их называли КУЭСЭЛками — набралось у меня много. Но должен сознаться, что моя коллекция КУЭСЭЛок отнюдь не была самой богатой среди киевских коротковолновиков.

...Пора было подумать и о работе.

После ряда неудач мне удалось поступить на работу в электротехнические мастерские Юго-Западной дороги. Вскоре эти мастерские были преобразованы в завод «Транссигнал». Там выпускали оборудование для автоблокировки. Здесь я работал чертежником, техником и, наконец, удостоился даже звания «инженера для технических заня ий».

В 1930 году меня приняли в Киевский политехнический институт, сразу на третий курс радиофакультета. Но мне жаль было расстаться с работой, и я стал совмещать ее с учебой.

Начав в институте изучать различные электротехнические дисциплины: «Теоретические основы электротехники», «Электромагнитные колебания и волны», «Линии электропередачи и сети» и тому подобное, я ужаснулся — как далек путь от этих книг к реальным вещам, к практической электротехнике, с которой я сталкивался н«? работе!

Я дал себе слово совершенно не читать беллетристики, посвятить все свое время, весь свой досуг изучению технической литера уры. Это, конечно, было наивно. «Виконт де Бражелон» все же оказался сильней. У Дюма я вычитал, что при дворе Людовика XV была популярная книга французской писательницы Мад-лены Скюдери. Скюдери повествовала о некоей необычайной стране — «Стране нежности», «Стране любви», в которой были «Деревенька Остроумия», «Городок Большое Сердце», «Озеро Равнодушия», моря «Охлаждения» и «Забвения», куда впадали «Реки влюбленных».

Эта страна потрясла мое вообоажение, и много лет спустя я написал книгу о стране своей любви — «Страна ПЭЭФ».

На последнем курсе института я стал заниматься самостоятельными исследованиями. Собиоал в лаборатсрии схемы с электронными лампами для измерения угла сдвига фаз в цепях переменного тока. Получил два авторских свидетельства. В журнале «Электричество» (№ 13, 1932 г.) была опубликована моя статья «Ламповые приборы дпя измерения углов сдвига фаз». Позже аналогичные схемы нашли ряд применений в контрольно-измерительной технике и автоматике. В том же 1932 году занялся также исследованием схем для выпрямления переменного тока и для преобразования постоянного тока в переменный. Тогда же предложил (авторское свидетельство N° 41068) схему выпрямителя с «нулевым вен илем». Подобные схемы впоследствии предлагались и различными зарубежными исследователями.

Ходили слухи, что одного-двух выпускников радиофакультета оставят в аспирантуре. Не скрою, такая перспектива казалась мне очень заманчивой, но я не посмел заявить об этом вслух и при распределении попал на электровакуумный завод «Светлана», о чем никогда не сожалел.

На «Светлане» прошли самые счастливые десять лет моей жизни. Здесь я провел ряд исследовательских работ, опубликовал несколько десятков статей в научно-технических журналах, получил несколько десятков авторских свидетельств на изобретения, многие из которых были внедрены в производство здесь же. На заводе я написал диссертации на соискание ученой степени кандидата, а затем и доктора технических наук. За одну из работ, проведенных на «Светлане», мне была присуждена в 1943 году Сталинская премия, а также «Заморская премия» Английского института инженеров-электриков (1939 — 1940 гг.).

(Продолжение следует)

47