Юный техник 1963-01, страница 61

Юный техник 1963-01, страница 61

Б. ИВАНОВ

Рис. В. СТРАШИОВА

Органы чувств человека тесно связаны между собой Все они — слух, зрение, обоняние, осязание — являются своеобразными каналами, пропускающими только «свои» сигналы. Руками мы определяем форму предметов, по запаху отличаем их друг от друга, слух помогает определить материал, из которого сделан предмет. Самыми чувствительными считаются зрение и слух.

Интересно то, что мелькающая перед глазами определенная гамма света различной интенсивности и окраски может вызвать те же чувства, что и прослушивание музыкального произведения. Иначе говори, воздействие музыки на организм можро заменить воздействием света. К тому же по сравнению с ушами чувствительность глаз намного выше. Можно считать, что народная пословица «лучше один раз увидеть, чем сто раз слышать» в достаточной степени точно определяет соотношение чувствительности глаз и ушей. Это подтверждают и исследования ученых.

На протяжении многих столетий люди разных профессий обращались к идее совмещения цвета и музыки. Об этом говорили великий М. В. Ломоносов, К. Маркс, немецкий поэт Гёте, известный физиолог В. М. Бехтерев, Исаак Ньютон.

Обладавший сильно развитой способностью представлять определенные цвета при слушании музыки (это явление названо синопсией — «видением звуков»), композитор А. Н. Скрябин в 1910 году написал симфоническую поэму «Прометей», в которую ввел специальную строку «люкс». Знаками в этой строке композитор зашифровал обозначения цветов, соответствующих тому или иному месту поэмы. Состоявшееся первое цветомузыкальное представление поэмы оказалось неудачным из-за несовершенства технических средств.

Только в годы бурного развития электроники, автоматики и кибернетики стала возможной постройка цветомузыкаль-ной установки.

Эта установка, являющаяся электронной моделью уха, производит сложный анализ звуковых колебаний. Здесь учитываются все особенности слуха и существующие связи между слухом и зрением. В результате автоматически определяются яркость, контрастность, насыщенность и длительность цветового свечения, соответствующие данной музыкальной фразе. Полученные данные поступают в устройство, управляющее проекторами цветного света,

64