Юный техник 1963-01, страница 64

Юный техник 1963-01, страница 64

чено переменное сопротивление Rg па 15 -20ом мощностью не менее Звт (сопротивление типа ПП-3 или самодельное по описанию в журнале «ЮТ» Л<> 9 за 1960 год, стр. 78).

Настройка приставки сводится в основном к подбору величины сопротивпения Rg и проверке фильтров.

Движок сопротивления Rg вначале поставьте в крайнее левое положение, что соответствует максимальной громкости передачи. Затем настройте радиоприемник на станцию. Регулятором громкости установите нормальную громкость передачи. Плавно передвигайте движок сопротивления Rg и одновременно регулятором громкости поддерживайте постоянную громкость передачи (установленную вначале). Наблюдайте за лампочками цветомузыкалыюй приставки. Движок сопротивления Rg устанавливается в таком положении, при котором передача будет сопровождаться зажиганием лампочек.

При разговорной передаче будут в основном зажигаться красная и зеленая лампочки. Музыкальная передача, игра симфонического или эстрадного оркестра, будет сопровождаться зажиганием всех трех лампочек.

Может случиться, что синяя лампочка (высокочастотная) будет загораться редко и только npi* самых высоких частотах, воспроизводимых усилителем вашего приемника или телевизора. В этом случае советуем несколько увеличить емкость конденсатора Ci.

В любом другом случае при необходимости изменения резонансной частоты фильтра помните, что увеличение (уменьшение) емкости конденсатора или числа витков дросселя ведет к уменьшению (увеличению) резонансной частоты фильтра.

Если световую установку включать в добавление к музыке восприятие музыкального произведения изменится. Оно увеличится при совпадении воздействий на организм цвета и музыки. Но музыка будет «глушиться», если яркость, окраска, контрастность света будут не в «фазе» со строем музыкального произведения. Необходима определенная связь музыки со светом. Использование этой связи открывает огромные возможности для искусства.

На цветной вкладке вы видите график зависимости чувствительности глаза к различным цветам под влиянием звука Она составлена на основании исследований члена-корреспондента АН СССР С. В. Кравкова Кривая показывает, что при включении постоянного источника звука чувствительность глаза увеличивается к зелено-синим тонам и уменьшается к оранжево-красным.

Существует и другая зависимость цветовой чувствительности глаза. Оказывается, при повышении громкости звука чувствительность глаза к зеленому цвету увеличивается, а к оранжевому уменьшается

Литература по цветомузыке

1 К. Леонтьев, Музыка и цвет, изд-во «Знание», 1961 г.

2 «Техника — молодежи* № 10,1959 г., ста гья «Светомузыка».

3 * Наука и жизнь» As 8, 19(31 г., статья «Цвет и музыка».

58