Юный техник 1966-02, страница 52\А 04 НАЯ ШКОЛА радиоэлектроники ПРОСТОЙ О СТЕРЕОФОНИИ С. ПЛНТЫКИН Мы на концерте. Играет оркестр, поет солист. Мы слышим и пение и игру оркестра. Человеческое ухо может не только воспринимать звучание всех инструментов, но и выделять звуки, например одного рояля или группы скрипок, определять направление и интенсивность источника звука. Если играет оркестр, у человека создается впечатление пространственного звукового поля (рис. 1). Происходит это потому, что мы слышим двумя ушами. (В специальной литературе этот эффект называется бинауральным.) При расположении источника слева впереди от нас звуки к ушам приходят неравным путем, так как левое ухо оказывается ближе к источнику, чем правое. Все произойдет наоборот, если источник окажется от нас впереди справа. Совсем иначе мы слышим обычную радиопередачу (рис. 2). Звук от всех инструментов улавливается микрофоном, усиливается, передается, скажем, по проводам и воспроизводится из одного места, где находится громкоговоритель. При этом музыка теряет пространственную перспективу и становится неестественной. Не помогает здесь и увеличение числа микрофонов в студии и громкоговорителей перед слушателем: все громкоговорители воспроизводят один и тот же сигнал. Такая передача называется монофонической, звуковая информация передается только по одному каналу. Другое дело — стереофоническая радиопередача (рис. 3). Она позволит сохранить пространственную перспективу. Здесь применяются несколько микрофонов, подключенных каждый к своему усили- 4* Рис. О. ДОБРОЛЮБОВОЙ телю и громкоговорителю. Применение многих микрофонов, усилителей и громкоговорителей обходится слишком дорого. Поэтому обычно ставят 2 микрофона, 2 усилителя и 2 громкоговорителя — короче говоря, два раздельных канала передачи. Это чуть ухудшает естественность звучания, но качество получается намного выше, чем при монофоническом способе. Звуковая информация, поступающая, например, по левому каналу, воспроизводится в основном левым громкоговорителем и лишь немного правым. А слушатель воспринимает звук приходящим только слева. Передвинется исполнитель вправо — уменьшится сила сигнала левого громкоговорителя и увеличится сигнал правого громкоговорителя. В результате слушатель поймет, что источник звука переместился. При стереофонической передаче оркестровой музыки отдельные группы инструментов как бы выделяются, локализуются, сохраняется их пространственная перспектива, звучание приближается к натуральному — создается эффект «присутствия». Первую демонстрацию Рис.
|