Юный техник 1967-04, страница 42^%flATEHT НА ТРЕТЬЕ ИЗМЕРЕНИЕш надеваете как будто обыкновенные очки, и... в воздухе возникает трехмерное изображение красивого архитектурного ансамбля. Широкая нарядная лестница, по которой, кажется, можно вот-вот подняться; купол, шпили, колоннада. Отчетливо вырисовывается каждая деталь. Вы реально ощущаете их объем. Они как бы присутствуют рядом с вами. Но что же это? Мираж? Кинотрюк? Нет, это демонстрируются диапозитивы стереорисунков, сделанных выдающимся советским физиологом, лауреатом Ленинской премии С. С. Брюхоненко. Изображения просматриваются через поляроидные очки. Архитектурный ансамбль сменяет автомобильный карбюратор. Не заглядывая в автомобиль, зрители видят на экране сложное устройство «живого» карбюратора со всеми его узлами. Затем соответствующий рисунок показывает анатомическое строение человека. На счету Сергея Сергеевича семнадцать технических изобретений, из них одно относится к области стереоскопии. С юношеских лет С. С. Брюхоненко увлекался объемным видением. Он стремился проникнуть в тайны получения стереоскопических изображений и добился любопытных результатов. Ученый-изобретатель создал целую серию моделей аппаратов для получения стереоскопических рисунков и чертежей. Это были настольные и переносные установки; аппарат, позволяющий копировать непосредственно с объектов; специальный стереоскопический проектор для проецирования объемных рисунков на большой экран. Пользуясь стереорисованием, ученый создал известный ныне всему миру аппарат для искусственного кровообращения — авто-жектор. Эффект стереорисунка основан на тех же принципах, что и стереофотография. И если стереоскопический фотоаппарат делает два снимка — правым и левым объективом, то для стереорисунка надо также иметь два идентичных изображения. Каким образом это достигается? Аппарат для объемного рисования, который вы видите на рисунке, справа вверху, условно состоит из трех частей: 1. Чертежная доска -«- к ней прикрепляется бумага для рисования. 2. Оптическая система — через нее рисующий наблюдает за процессом рисования. Она зрительно совмещает оба рисунка в один. Это может быть система зеркал, призм или линз. 3. Механический узел, или иначе «объемный карандаш», — главная часть аппарата. Стереоскопическое рисование осуществляется сразу двумя карандашами. Один из них закрепляется неподвижно, а другой благодаря рычагу и пружинке может перемещаться. Двигаясь по плоскости обоих рисунков, карандаши в восприятии Механический узел. РЫЧАГ ГЛУБИНЫ .КАРАНДАШ ПРУДИ И А
|