Юный техник 1967-08, страница 12

Юный техник 1967-08, страница 12

ема, — горячо говорил .инжёнер, — ежесекундно выделяется в двадцать раз больше энергии, чем в цилиндрах поршневого мотора. Отсюда и мощность. (В его словах зазвучала гордость.) В нем, — он похлопал по двигателю, — ее в 4—5 раз больше, чем у ваших истребителей. Вы понимаете, что это значит?

Бахчиванджи понимал. Больше мощность двигателя — больше скорость самолета. Как часто ее не хватало в воздушных боях с противником!

— В отличие от обычных самолетов, — продолжал инженер, — тяга здесь создается не воздушным винтом, а струей газов, вырывающихся из сопла со скоростью 2200 м/сек. Их температура — около 2000 градусов. Где же ставить такой двигатель? Только в хвосте.

Тем временем помощник инженера уселся в пилотском кресле и щелкнул тумблерами. Все отошли подальше. Из сопла двигателя вырвалось пламя в виде широкой метелки, а через секунду-другую, взметая тучи снега, с ревом, от которого, казалось, вот-вот лопнут барабанные перепонки, возник узкий огненный мяч. Когда рассеялась снежная пыль, стало отчетливо видно, как над пламенем мелкой дрожью бьется воздух. Зрелище захватило Бахчиванджи. Внезапно рев оборвался, и стало тихо.

— Ну как? — спросил инженер.

Стартует БИ-1

— Ничего, привыкнуть можно, — ответил летчик.

— Привыкнете, — засмеялся собеседник, — не сегодня, так завтра сами запустите двигатель.

Об этом дне Бахчиванджи старался не вспоминать. Худший день в его жизни. Сидя в пилотском кресле, он внимательно выслушивал последние указания ведущего.

— Когда свеча накаливания разогреется добела, давайте пуск, затем резко переходите на рабочий режим. Раньше времени вам это не даст сделать защелка на секторе газа. Но имейте в виду — больше пяти секунд на запуск тратить нельзя. Сожжете двигатель.

Пружина у защелки оказалась •слабой, Бахчиванджи ее просто не почувствовал. Двигатель взорвался.

Его с такой силой бросило вперед, он ударился обо что-то головой и на мгновение потерял сознание. Первое знакомство кончилось неудачно.

Комиссия экспертов после долгих обсуждений решила начать летные испытания с двух пробежек по аэродрому и одного подлета на высоту не более метра от земли.

ВЫДЕРЖКИ ИЗ ОТЧЕТА КАПИТАНА БАХЧИВАНДЖИ

Взлет — 21 час 30 мин. Посадка — 21 час 30 мин. 06 сек. Сила ветра и направление — штиль. Другие метеоданные — ясно. Состояние самолета в полете — нормальное. Состояние Мотора в полете — нормальное. Состояние приборов в полете — нормальное. Разгон самолета происходил плавно. Подъем хвоста происходит как на обычном самолете. Отрыв плавный, без толчков. Подлет на высоте одного метра на дистанции 50 м, после чего газ убрал. Самолет начал добирать на три точки. Пробег устойчивый, без прыжков и заворачивания.

На подлете самолет управляется. Легко исправляет отклонения. По управляемости и чуткости управления самолет можно допустить к полету. Особых случаев или замечаний экипажа о полете нет.

(Продолжение см. на стр. 59.)

to