Юный техник 1968-11, страница 5

Юный техник 1968-11, страница 5

Другое детище Уралмаша — прокатный стан «1300». За один час он будет прокатывать столько металла, что его хватит почти на тысячу легковых автомашин. Третье детище — уникальная установка, способная бурить земную твердь на глубину десяти километров. Она не успела выйти из пеленок-чертежей, а ее уже теснит другая, еще более мощная.

Могучие машины двинут вперед науку о Земле, доберутся до полезных ископаемых, скрытых в ее недоступных глубинах, откроют новые неисчерпаемые источники энергии. А пока энергию нам дают главным образом паровые электростанции. Для них на Харьковском турбинном заводе разрабатывается проект паровой турбины-гиганта мощностью в два с половиной Днепрогэса.

На Белорусском автозаводе собирают первые 75-тонные самосвалы с двигателями мощностью 850 л. е., а на листах ватмана уже появились на свет 120-тонные богатыри.

Самый большой в мире самолет «Антей», способный взять на борт 700 пассажиров, проекты танкеров грузоподъемностью до миллиона тонн, станки с планшайбой больше детской карусели — все это приметы сегодняшнего дня. День грядущий и эти рекорды оставит далеко позади.

Колесо — древнейшее изобретение человечества. Но похоже, что его монополии приходит конец. Экипажи на воздушной подушке, предложенные еще К. Э. Циолковским, уже выходят из экспериментальных цехов на сухопутные и водные просторы. Они будут перевозить людей через морские проливы и рассеивать удобрения ранней весной, когда поля похожи еще на болота. Но езда по бездорожью — далеко не единственное и не самое важное применение принципа воздушной подушки. Этот принцип оказался на редкость многообещающим и универсальным. На его основе сконструированы, например, носилки, позволяющие безболезненно висеть в воздухе человеку с обожженной кожей.

Хочется упомянуть еще об одном быстро развивающемся классе — «человекоподобных» машинах. Начало ему положили механические

манипуляторы. Они предназначались для работы в атомных центрах и посредством гибких тяг и тросов передавали движения человеческих рук исполнительным механизмам в «горячие» камеры. Теперешние манипуляторы отличаются от этих своих предков не меньше, чем человек от обезьяны. Во-первых, они могут, пользуясь различными каналами связи, передавать движения на любые расстояния, во-вторых, с помощью сервомеханизмов развивать многотонные усилия, недоступные никакому силачу. Появились манипуляторы с обратной связью, дающие человеку возможность «осязать» предметы. Это помогает выполнять с помощью манипулятора весьма тонкие работы. В будущем появятся еще более сложные автоматы, одаренные способностью целесообразного «поведения», физической ловкостью превосходящие человека. Они будут бесстрашно трудиться в космосе и под водой, под убийственным градом радиоактивных частиц и в пылающих жерлах вулканов.

Сегодняшние автоматы во много раз сильнее человека, но грубы и неуклюжи, как медведи на задних лапах. Конечно, постепенно они совершенствуются, но медленнее, чем нам бы хотелось. Так почему бы не сконструировать эдакий гибрид человека и автомата? От одного родителя он возьмет силу, от другого — ловкость, способность к точным, тонко координированным движениям. Мы приходим к идее «экзоскелето-на» — симбиоза человека с облекающим его внешним стальным скелетом, снабженным шарнирами и сервоусилителями. Управляемый биотоками человеческих мышц, он чутко реагирует на малейшее движение своего хозяина и придает ему гигантскую силу. Гибкая кинематика и грация человеческого тела сочетаются с неограниченной мощью машины.

Наверное, я все же не выполнил своего обещания рассказать о машинах будущих десятилетий. Многие диковинные механизмы, о которых я говорил, уже прочно принадлежат настоящему. Ну, а машины будущего? О них можно только догадываться. И наверняка они будут намного фантастичнее, чем мы в состоянии предположить».

3

I