Юный техник 1976-06, страница 30

Юный техник 1976-06, страница 30

НА ЗАРЕ ПЛАСТМАССОВОГО ВЕКА

Чтобы получить исходный материал, каждый рог нагревали в кипящей воде, потом над углями, быстро разрезали вдоль, разгибали, расщепляли на тонкие слои, расправляли и зажимали в горячий пресс. И при всех операциях нельзя было допустить растрескивания, коробления, расслоения, из-за которых материал не годился для изготовления гребней.

Открытие процесса вулканизации каучука с помощью серы побудило изобретателей заменить роговой материал каким-нибудь продуктом из каучука. Эти попытки увенчались успехом и к середине прошлого века, нагревая ост-индский и яванский каучук с серой и всевозможными примесями, специалисты получили так называемый роговой каучук. Из него прокатывали пластины, которые потом вулканизировали и получали твердый, прочный, хорошо полирующийся материал. Из пластин и стержней рогового каучука изготовляли гребни, ручки, ножи для бумаги, а также детали для более сложных изделий: табакерок, пеналов, шкатулок, оправ для оптических приборов. Для этого плоские заготовки погружали в горячую воду, размягчали и придавали им нужную форму, сохранявшуюся после того, как деталь остывала.

Среди примесей, добавляемых в каучук, особое место занимает гуттаперча. Подобно каучуку, она является сгущенным млечным соком тропического растения, но отличается от него рядом физических свойств. В обычных условиях гуттаперча — твердый и эластичный материал, при 48° С она становится мягкой, а при 55—60° С ее можно вытягивать в нити, трубки, пластинки, ленты. Большинство химических реагентов на гуттаперчу практически ие дей

ствует. Она не поддается щелочам, соляным растворам, кислотам, поэтому первое применение эта натуральная пластмасса нашла при изготовлении лабораторных трубок, сосудов для химических препаратов, листов для упаковки реактивов, хирургических инструментов. Однако промышленный спрос на гуттаперчу — а вместе с ней на пластмассы — породила электротехника, которой потребовалась изоляция для телеграфных кабелей.

Первые опыты, проведенные Сименсом в Германии, показали, что для воздушных и подземных кабелей гуттаперча не годится: от действия света и воздуха она становится ломкой, окисляется и даже начинает проводить ток, а под землей ее очень быстро поедают мыши. Зато она оказалась замечательно стойкой в морской воде, и можно утверждать, что телеграфной связи между Европой и Америкой не удалось бы установить, если бы в распоряжении электротехников не было гуттаперчи.

И тут изобретателей осенила мысль получить роговой материал из гуттаперчи. Добавили в нее 20—30% серы и нагревали смесь в течение 6—8 часов. Действительно получили рогообразную массу, которая хорошо обрабатывалась

29