Юный техник 1977-08, страница 20пера о бумагу, искажает реальную скорость записываемого процесса. Различными ухищрениями конструкторы пытаются уменьшить нажим пера. Но не может же оно совсем не касаться бумаги! А впрочем, почему не может? Немало неприятностей доставляли ученикам кляксы, когда писали они обычными перьевыми ручками. Чуть внимание рассеялось — и жирная капля чернил скатывалась с пера. В тетради оставались неизгладимые следы неряшливости. Но что такое запись в самом общем понимании этого слова, как не оставление следов на носителе информации? Годятся даже кляксы, ведь их можно выстраивать в любую линию, если, конечно, каждая клякса будет микрокляксой заданной величины. Шведские специалисты создали самописец «Мин-гограф» со струйно-капельным пером. Сквозь отверстие в сотые доли миллиметра выдавливается невидимая глазу струя чернил, она дробится на отдельные капли. Перо превращается в своеобразный пулемет, стреляющий в бумагу чернильными очередями. Прежде чем влипнуть в бумагу, капли проходят сквозь электрод, свернутый в кольцо, и заряжаются. Теперь можно управлять микрокляксами с помощью электрических полей, расставляя их на бумаге в нужном порядке. Таким образом, струйное перо вовсе не касается бумаги, поэтому пишущий орган становится настолько легким и безынерционным, что можно писать со скоростью гоночного автомобиля — 70 метров в секунду. Недосягаемое для обычного пера быстродействие! Не так просто далась струйная запись. Система фильтров для чернил, насос, электроды — чего только нет в миниатюрном «чернило мете»! Недаром эти записывающие приборы порой в десять раз дороже обычных, стрелочных приборов той же точности. Не поискать ли что-нибудь попроще? ЦАРАПАТЬ, КАК КУРИЦА ЛАПОЙ Столько мороки у приборов с чернильной записью, что, отчаявшись, конструкторы решили: «Пусть перо будет совсем без чернил, сухое. А чернила можно нанести иа бумагу заранее, еще до записи». Весьма оригинальное решение! Только как же писать сухим пером по измазанной чернилами бумаге? Оказывается, очень просто: абразивный наконечник пера сдирает с бумаги высохшие Зернила, процарапывая светлую линию. Так сказать, запись «наоборот», как негатив. Вот к каким Ухищрениям прибегают исследователи, лишь бы не связываться с доставкой чернил к перу! Только способ этот далеко не нов. Древний Вавилон оставил нам клинопись на необожженной глине. В Древнем Риме повседневные деловые заметки выцарапывали на дощечках, покрытых слоем воска. У «царапающих» самописцев тоже своя эволюция пишущих органов. В одной и той же лаборатории порой встретишь рядом с лазерным или электрическим пером «вавилонскую» или «древнеримскую» запись, правда неузнаваемо осовремененную. Вместо вощеной дощечки электронный писарь использует бумагу, покрытую слоем воска, парафина или лака в несколько микрон толщиной. Стальной иглой или корундовым резцом выцарапывают на ней результаты измерений. Пишут не только на вощеной бумаге, используют тонкие синтетические пленки с микронным непрозрачным напылением из меди или алюминия. Японские конструкторы сделали прибор с алмазным пером, который выскабливает кривые на тончайшем угольном покрытии. Каких только методов записи не встретишь! Помните, как пушкинская Татьяна «прелестным пальчиком писала на отуманенном стекле заветный вензель О да Е»? 18
|