Юный техник 1977-08, страница 74

Юный техник 1977-08, страница 74

...Рассматривая эти вещи ближе, читатель вскоре увидит в них не только простые игры, но и-основание для интересных и глубоких размышлений...

Гюйгенс

ЗАДЕРЖИ КОНЯ"

С чего начинается любой осознанно совершаемый или хотя бы задуманный поступок человека? Прежде всего с принятия решения, то есть выбора из имеющихся в его распоряжении возможностей. При этом человек, естественно, стремится выбрать наилучшие возможности. Найти оптимальное решение довольно непросто: ведь зачастую при этом приходится преследовать разные цели Например, конструктор, стремящийся сделать вес самолета минимальным, должен учитывать противоречащее этому требование, предъявляемое к прочности конструкции.

Новая наука — теория игр — схематизирует и приспосабливает реальный жизненный конфликт для математического изучения. Такое описание (модель) конфликта и называется игрой. Участвующие в конфликте стороны именуются игроками. Причем игрок — не обязательно отдельный человек. Это может быть сторона, отстаивающая единые интересы: футбольная команда, предприятие, класс или социальная группа.

Для большинства игр характерна неопределенность исхода. Причины неопределенности результата игры (а соответственно и сами игры) можно разбить на три группы: комбинаторные, стратегические и случайные.

Изучение игр привело к созданию (особенно в последние годы) значительного числа автоматических устройств, способных играть в различные игры. Умение машин

играть — значительное научное достижение: ведь они могут быть использованы в таких сложных «играх», как, например, взаимодействие сталевара с печью или экономиста с планом. Выигрыш в таких играх — сталь, зерно, автомобили, здоровье и безопасность людей.

Вы тоже можете внести свой вклад в разработку теории и практики играющих автоматов. Сегодня мы познакомим вас с комбинаторными играми и автоматом для комбинаторной игры. А в ближайших номерах расскажем о стратегических и случайных играх, дадим описание автоматов, шрающих в эти игры.

Шахматы и многие другие игры на шахматной доске относятся к классу комбинаторных игр. Правила этих игр позволяют каждому игроку проанализировать всевозможные варианты своего поведения и, сравнив их, выбрать наилучший, ведущий к выигрышу. В комбинаторных играх для одного из игроков всегда существует выигрышная стратегия, то есть можно указать такой способ поведения (выигрывающий алгоритм), который всегда приведет этого игрока к выигрышу независимо от того, как играет другой игрок. Неопределенность исхода таких игр связана с тем. что количество вариантов (например, в шахматах) настолько велико, что невозможно практически проанализировать все.

Одну из простых комбинаторных игр на шахматной доске —

72