Юный техник - для умелых рук 1965-19, страница 6

Юный техник - для умелых рук 1965-19, страница 6

КИБЕРНЕТИЧЕСКИМ ОТГАДЧИК

| Нина \Миша\ Аня | Саша\ Яша | Вова \Петя\ Зоя \ Лд-\ Рита\катя\Лида\женя\Коля \ Олег. \ Юра \-Л,^

л18т л,9ш л,т

Рис. 8. Схема играющего автомата на полупроводниках

Рис. 7. Играющий автомат на полупроводниках

карточки с именами, а под карточками просверлите четыре отверстия и установите в них тумблеры. Лампочки и тумблеры соедините проводами, как показано на схеме. Внутри стенда поместите источник питания: батарейку для карманного фонарика или понижающий трансформатор (они подключаются в точках а, в). Вверху поместите еще одну карточку с вопросом (к примеру, «Как вас зовут?»), а внизу напишите название игры «Всезнайка».

Потренируйтесь, выучите таблицу, а затем пригласите сыграть с вами товарищей.

При составлении карточек можно придумать различные вопросы и ответы на них. Это могут быть вопросы о возрасте, о вашем классе, о названиях музыкальных произведений, кинокартин и многие другие из разных областей искусства, науки и техники. Ответы на них можно зашифровать, заменив крестики в таблице ответами на заданный вопрос.

А для того, чтобы шифр было бы еще труднее определить, переставьте ответы (как это сделано с именами) внутри каждой колонки так, чтобы одинаковые ответы оказались в разных строчках. Кроме того, можно поменять колонки местами, например так:

/САК ВАС ЗОВУТ ?

ПРИБОР ВКЛЮЧЁН.

Ш/ЛШ / /РИГ/.

ш//жт/

V / 30Я / ж ///соля/ Ж

/ 4ГЯ/.

ЮРА / ШШ

• ОТВЕТ

Теперь даже тот, кто и знает секрет игры, не сможет сразу отгадать шифр колонок.

Рис. 10. Кибернетический отгадчик

ИГРАЮЩИЙ АВТОМАТ

Собрали мы «Всезнайку», и работает наш прибор неплохо, да вот беда — нужно все время стоять около прибора и после включения лампочек самому давать ответы. Не живой он какой-то! А нельзя ли сделать так, чтобы прибор сам работал, как «играющий автомат»? Можно!

Общий вид такой установки показан на рис. 10, а ее схема — на рис. 11.

Для сборки прибора вам понадобятся четыре ключа телефонного типа, имеющие три положения. На схеме показано положение, при котором ручки всех ключей подняты вверх. Как видно на схеме, нужно подобрать ключи с нормально разомкнутыми контактами. Обычно такие ключи выпускаются с двумя рядами контактных пластин.

В ключах Ki, Кг, К3 используется только один ряд, а в ключе К* — оба ряда.

На лицевой панели прибора (рис. 10) эти ключи монтируются под карточками.

Над карточками установлены четыре лампочки Л17-Лго. Они показывают положение ключей: если ручка ключа находится в нижнем положении, — лампочка включена.

В верхней части панели Монтируется световое табло. Световое табло состоит из пятнадцати ячеек, в которых смонтированы лампочки Лj_i5. Эти лампочки при включении освещают напросвет ячейки светового табло, на которых написан текст с ответами на вопросы (например, имена).

Работает кибернетический отгадчик так.

Сначала включается тумблер Вк, и загорается лампочка J1 is, освещающая напросвет световое табло «Прибор включен».

Затем, руководствуясь правилами (их нужно написать на листе плотной бумаги и укрепить в левом нижнем углу панели), под карточками, на которых написан ответ, ручка ключа опускается вниз, а под карточками, на которых ответа нет, — поднимается вверх. Остается только нажать кнопку К—«ответ», и на верхнем световом табло лампочка загорится в соответствующей ячейке и осветит текст ответа!

Питание прибора можно осуществить от сети через трансформатор, или от батареи сухих элементов или аккумуляторов. Батарея подключается в точках а—в (вместо трансформатора), при этом лампочка Л отключается.

ПРИМЕЧАНИЕ. Кибернетический отгадчик можно усовершенствовать, если сдел'ать следующие изменения:

1. Количество ответов можно увеличить до 32, если добавить еще одну карточку с ответами.

2. Ключи Ki~K4 можно заменить электромагнитными реле и кнопками (как это [сделать, рассказано в журнале «Юный техник», № 11, 1964 г.).

3. Карточки с ответами и световое табло сделайте сменными. Это дает возможность по прошествии некоторого времени быстро изменять программу вопросов и ответов.

Если вы хотите более подробно познакомиться t работой кибернетических игровых приборов, рекомендуем вам прочитать следующие статьи и книги.

1. Борисов Е. Г. — Играющий автомат, журнал «Юный техник», № 4, 1961 г.

2. Богатырев А. — Логические машины, журнал «Юный техник», № 5, 1964 г.

3. Верхало Ю. Н. — Логическая игровая установка. Сборник «Техническое творчество Ленинградских школьников», М., «Детский мир», 1962 г.

4. Верцайзер А., Миронов Л. — Кибернетическая игра. «Юный техник», № 5, 1964 г.

5. Касаткин В. Н. — От искры — к костру. Альманах «Юный моделист конструктор», выпуск 7, М., «Молодая

Рис. 9. Игра «Всезнайка»

Рис. 11. Схема кибернетического отгадчика

Помните, что в данной конструкции важно соблюдать правильное подключение полюсов источника питания, о иначе прибор работать не будет.

Верхнюю панель установки можно оригинально оформить в виде молнии, как показано на рис. 7.

Теперь расположите эти имена в четыре колонки в таком порядке:

Юра Петя Яша Рита

Рита Лида. Коля Олег

Коля Вова Олег Женя

Нина Катя, Юра Зоя

Петя Миша Вова Коля

Лида Юра Женя Катя

Яша Аня Петя Лида

Аня Олег Саша Юра

Если вы укажете, в каких колонках написано ваше имя, его тотчас можно назвать. Например: Во второй и в третьей — Вова. В первой и в третьей}—Яша. Во второй, в третьей ^ четвертой — Олег. Вы поняли, как это получается? Правда, просто? Теперь попробуйте сами. |Не получилось?

Откроем вам секрет. В колонках написаны имена, а каждая колонка зашифрована определенным числом: первая колонка If, вторая 2, третья 4, а четвертая 8, то есть: 1—2—4f—8.

Напишите £ти цифры над колонками и вернемся к нашему примеру: 2 + 4 = 6. Шестой в списке — Вова.

1 -f- 4 = 5. Пятый в списке Яша.

2 4 -f- 8 = 14. Под этим номером записан Олег.

А если имя окажется только в первой колонке, тог^ да ваше имя Нина.

Понятен секрет этой игры?

Оказывается, для правильного ответа достаточно только сложить цифры над колонками и посмотреть, кто записан под числом, составляющим сумму указанных цифр.

Если вы хотите узнать, как ведется распределение по колонкам, внимательно разберитесь в таблице шифра.

Составив такую таблицу, вы легко можете заполнить колонки именами, названиями кинокартин, географическими названиями и т. п.

ТАБЛИЦА ШИФРА

Колонки

Числа

КИБЕРНЕТИЧЕСКИЙ ОТГАДЧИК

— Как вас зовут? — «спрашивает» небольшой кибернетический прибор.

И, если желаете, прибор может назвать ваше имя или имя вашего друга, узнать сколько вам лет, в каком классе вы учитесь, какие кинокартины вам нравятся больше других.

Вам, конечно, хочется узнать, как это происходит?

Ну что же, это сопгам просто.

Напишите на листке буМаги 15 имен, например так:

гвардия», 1964 г.

6. Комский Д. — Играющий автомат. Альманах «Юный моделист-конструктор», выпуск 4, М., «Молодая гвардия», 1963 г.

7. Крайзмер Л. П.— Техническая кибернетика. М.— Л., «Энергия», 1964 г.

8. Шадринцев И. С. — Что такое кибернетика. М.( «Воениздат», 1963 г.

11. Лида

12. Женя

13. Коля

14. Олег

15. Юра

6. Вова

7. Петя

8. Зоя

9. Рита

10. Катя