Юный техник 1979-04, страница 78Давайте познакомимся с устройством макета. Лист ватмана с нарисованной на нем горой наклеен на прямоугольный лист фанеры 1. Обратите внимание на ряды пересекающихся между собой параллельных линий с обратной стороны фанерного листа. Точки пересечения — вершины равновеликих ромбов. На девяти горизонтальных ярусах образуются нечетные и четные ряды, имеющие по три и по четыре точки пересечения. В точках пересечения линий высверлены гнезда. В отверстиях нечетных ярусов 5 установлены по три плоских постоянных магнита 4, одноименные полюса которых направлены в одну сторону. В отверстиях четных ярусов 6 установлены по четыре постоянных магнита, но ориентация их иная. Важно, чтобы два (неважно какие) имели ту же ориентацию полюсов, что и на нечетных ярусах 5. А теперь познакомимся с устройством фигурок альпинистов 2. Они выпилены из толстой фанеры. С тыльной стороны в них высверлены гнезда, куда вложены плоские постоянные магниты 4. Ориентация полюсов в каждом гнезде такая, что фигурка надежно удерживается на макете, если она достигает точек нечетного яруса 5. Совершенно очевидно, что на ярусе 6 только две фигурки имеют надежную опо- . ру. Третья фигурка опоры не имеет, ведь одноименные полюса магнитов отталкиваются. Эта фигурка может перешагнуть через ряд, конечно, если ей не будет мешать ограниченная длина фала 3, длина которого, кстати, равна длине стороны и меньшей диагонали ромба. Если вам игра понравилась, сделайте себе такую. На рисунках мы не указали размеры макета и фигурок альпинистов. Они зависят от размеров плоских постоянных магнитов. Изготовив макет и фигурки, поупражняйтесь в игре, воспользовавшись двумя схемами, приведенными на рисунках. Участвовать в игре могут только двое. Перед начальным ходом одного из играющих его соперник переставляет пары магнитов в четных ярусах по своему желанию, с тем чтобы запутать, затруднить трассу... Игра ведется на время. Победителем считается тот, чьи фигурки быстрее совершат восхождение. А. БОБОШКО Рисунки С. ПИВОВАРОВА О 3 Э 75
|