Юный техник 1981-07, страница 12

Юный техник 1981-07, страница 12

Достоинства обычной серебряной фотографии известны — высокая чувствительность, контрастность, отличное разрешение — частицы светочувствительного слоя имеют диаметр около пятнадцати микрон. И для получения снимка достаточна экспозиция всего в сотые доли секунды. Но один недостаток перечеркивает все достоинства серебряной фотографии — она слишком дорога. Для работы ЭВМ-диспетчера нужны миллионы и миллионы снимков, и каждый требует дефицитного серебра.

В лаборатории Моносова, как и во многих лабораториях мира, решили воспользоваться изобретением термомагнитного способа фотографирования. Суть его заключается в следующем. На прозрачную синтетическую пленку тонким слоем наносят ферромагнитный порошок. Пленку помещают в магнитное поле и проецируют на нее изображение с телеэкрана. Магнитные частицы порошка под влиянием энергии света мгновенно меняют направление своих магнитных моментов, перестраиваясь таким образом, чтобы направление этих моментов совпадало с линиями внешнего магнитного поля. В более освещенных местах пленки разворот магнитных моментов будет сильнее — они получают для этого дополнительную энергию света. В обычном свете пленка с записанным изображением кажется прозрачной. Но стоит подать на нее луч определенным образом поляризованного света — и изображение становится видимым. Срок службы такой пленки практически не ограничен — записывать и стирать изображение можно десятки миллионов раз. Снимок не нуждается в проявлении, получается сразу позитивным.

Все хорошо, но... по чувствительности термомагнитная фотография далеко отстает от традиционной. Для съемки на каж

дый сантиметр пленки в этом случае нужно подавать свет мощностью в сто киловатт. Даже с таким потреблением энергии можно было бы мириться, если бы при этом пленка сильно не нагревалась. От ее освещенных участков, где, скажем, сфокусированы изображения самолетов, тепло распространяется к затемненным участкам и как бы засвечивает их. В результате изображение получается размытым, и оптическая машина уже не может с необходимой точностью вычислить ни расстояния между самолетами, ни их курсы, ни их скорости.

И все-таки отказываться от термомагнитной фотографии не спешили. Моносов уже тогда чувствовал, что решение где-то рядом, близко, что до него остается, быть может, только шаг. Но какой? Начались бесконечные изобретательские «что, если...», теоретические расчеты, эксперименты. Например, чтобы избавиться от вредного перегрева, попробовали луч, записывающий изображение на пленке, заста-вить, как в обычном телевизоре, пробегать по строкам. Однако это решение оказалось неудачным: резко снижалась скорость записи. Другие попытки как-то отводить или локализовывать тепло оказывались слишком сложными. Сложность, помноженная на сложность, в итоге сводила на нет предполагаемый выигрыш. Все начиналось сначала.

И вот искомая простота, казалось, была найдена. Качество изображения зависит в первую очередь от теплопроводности пленки, значит, нужно «разбавить» пленку каким-нибудь материалом с низкой теплопроводностью, например, парафином. Так в лаборатории впервые очутилась обыкновенная свеча, принесенная из дома одним из сотрудников. Пленку с нанесенным на ней ферромагнитным порош

10