Юный техник 1982-05, страница 79

Юный техник 1982-05, страница 79

ЗОЛОТАЯ КУЗНИЦА

...На этот участок кузнечного производства нас привел начальник Центральной лаборатории Московского завода по обработке специальных сплавов Е. А. Иванов. На минуту задержал перед дверью: прислушайтесь! За дверью, казалось, чьи-то ладони неутомимо шлепали по кожаному мешку. Странные, прямо сказать, звуки для производства, где имеют дело с металлом.

Но вот мы вошли в уютное, освещенное ровным светом помещение. Ряды столов... Вдоль стены несколько массивных наковален из полированного гранита. Около них орудуют молотками мастера-золотобои.

Кузнецы бьют по предметам, напоминающим небольшие книжки в кожаных переплетах — ковочным формам. Поэтому и звук такой — шлепающий. Но удивительно: как выдерживает кожа ежедневную многочасовую нагрузку стальных молотов?

— Эта кожа специальной выделки — наипрочнейший пергамент, — поясняет бригадир золо-тобоев В. В. Пахоменко. — Ремесло наше древнее, и всегда пергамент использовали. Он надежнее всего защищает содержимое ковочной формы — вот этой самой «книжечки». Странички же ее раньше делались из тонкой оболочки кишок крупного рогатого скота. Ныне их заменили пластиком...

Старейший золотобой А. П. Жуков отложил молот, пригласил посмотреть на содержимое формы. Снял пергаментную крышку, верхнюю пластиковую страничку. Листки пластика были переложены золотыми листочками с неровными, расползшимися от ударов краями. Посмотрел: не готово ли? Нет, рано, не дошел пока до 0,1 микрона, что в десять раз тоньше человеческого волоса. Нужно еще молотом постучать. А определил это, казалось бы, просто — на слух: дунул слегка, послушал, какой звук издала трепещущая пленка...

А вот еще одна тонкость. Странички, между которыми закладываются листочки золотой фольги, сперва требуется натереть специальным порошком. Более того, порошок должен пропитать плас

тик — только тогда золото не будет прилипать к пластмассе. А для этого странички опять-таки надо отбить. Но не просто отбить, а с расчетом, чтобы они впитали порошка ровно столько, сколько надо.

Но вот пропитка закончена. Странички перекладываются золотыми заготовками, полученными из-под механического молота. И пошла работа. Хоть и молотком, но достаточно тонкая. Первый удар золотобой наносят по центру формы, а дальше у одного восьмикилограммовый молоток движется от центра к краям по спирали, у другого — по радиусам...

Почти час продолжает свою пляску молот в умелых руках. Истончается, постепенно расковывается металл, пока наконец мастер решит: «Готово...» Перед нашими глазами оказываются невесомые, тончайшие листики. Коснуться их неловкими пальцами — значит разорвать, смять. Перекладывают листики особыми бамбуковыми щипцами. Вот мастер взял один из листиков, поднес к свету. Сквозь тончайшую золотую пленку мы увидели волосок горящей ламЬы.

Ну а потом листики обрежут, бережно упакуют и отправят реставраторам, специалистам по позолоте, в разные концы страны.

НОВОЕ — ЗАБЫТОЕ СТАРОЕ

Идея использования солнечной энергии не так уж нова, как это может показаться. Еще в 1878 году, то есть более ста лет назад, французские инженеры во время Всемирной выставки в Париже демонстрировали в действии печатный станок, выпускавший газету под названием «Солнце». Станок работал от паровой машины. Воду в котле этой машины нагревало солнце с помощью параболических зеркал.

КОРАБЛИ ДРЕВНИХ

Мы привыкли считать, что суда древних были невелики. Но так ли это?

Знаменитый Архимед проектировал и строил корабли, на которых до 500 гребцов располагалось в три яруса по каждому борту. Гигантский корабль древности был построен по приказу Птолемея IV в Александрии во II веке до н. э. Это был катамаран, который приводили в движение 4000 гребцов. Длина корпусов достигала 130 метров. В трюмах размещалось 2800 солдат.

75