Юный техник 1992-12, страница 39

Юный техник 1992-12, страница 39

Рисунок из книги Афанасия Кирхера «Великое искусство света и тени». Кирхер считал, что Архимед должен был воспользоваться для концентрации солнечных лучей трубчатым зеркалом в виде усеченного парабалоиаа вращения или системой из двух зеркал, которые, по его мнению, способны создать пучок параллельных лучей, зажигающих на любом расстоянии.

погружались в море, наполнялись водой и приходили в расстройство».

Что касается метательных орудий и других подобных машин, пожалуй, здесь все ясно. Уровень техники того времени позволял их построить, тем более что руководил работой сам Архимед. А вот как быть с горящими парусами? Утверждение, что Архимеду была известна конструкция лазера, пожалуй, безосновательно. Чем же в таком случае были подожжены римские триремы?

Вот подробный рассказ историка Цеца, который, как на источник, ссылается на недошедшую до нас часть истории греческого автора 1 в. до н. э. Диодора Сицилийского. Цец пишет. «Когда римские корабли находились на расстоянии полета стрелы, Архимед стал действовать шестиугольным зеркалом, составленным из небольших четырехугольных зеркал, которые можно было двигать при

помощи шарниров и металлических планок. Он установил это зеркало так, что... принятые этим зеркалом солнечные лучи, отражаясь, создавали жар, который обращал суда римлян в пепел, хоти они находились на расстоянии полета стрелы...»

Попытки реконструировать «зажигательную машину» Архимеда ведутся давно. Еще в XVIII веке французский естествоиспытатель Ж. Л. Бюффен при помощи зеркала, составленного из многих небольших полосок, каждая из которых направляла «зайчик» в одну точку, зажег дерево с расстояния 50 м. А уже в наше время греческий инженер И. Сакас повторил опыт Бюффена, несколько видоизменив его. Дело в том, что в одной из легенд утверждалось, что римские корабли были сожжены отраженным солнечным светом от отполированных медных щитов греческих воинов. Так вот, Сакас расста-

36