Юный техник 1982-06, страница 65видели, что в музеях витрины с наиболее ценными экспонатами закрывают черными шторками. Те же проблемы и с хранением ткани. Она тоже трескается от света и недостаточной влажности. Поэтому одежду (и в хранении, и в экспозиции) нужно вешать на вешалку, предварительно обмотанную мягкой светлой тканью, так, чтобы на вещи не возникало резких складок. Шифр в этом случае пишется на кусочке белой тесьмы, пришитой в незаметном месте. Для металлов же, напротив, вреден чересчур влажный воздух. Металлические предметы требуют не менее осторожного обращения, чем любые другие. Тонкий слой ржавчины можно попытаться снять слабым раствором уксусной или фосфорной кислоты, непременно промыть потом предмет слабым раствором щелочи, затем большим количеством воды и тщательно высушить. Можно воспользоваться и удали-телем ржавчины «Омега», который продается в магазинах. Есть еще электролитический способ восстановления окалины — о нем вы можете узнать из учебника химии. Но ни одна из этих мер не предохранит от новой коррозии. К тому же ржавчину не всегда так уж необходимо удалять. Она тоже может нести определенную смысловую нагрузку (например, ржавый осколок снаряда). Однако в любом случае надо помнить, что ржавчина — болезнь заразная. Чистый металлический предмет, помещенный рядом с ржавым, прокорродиру-ет быстрее, поэтому ржавые вещи стремятся изолировать и в хранении и в экспозиции. Теперь о том, как монтировать экспонаты. Стоит приклеить документ или фотографию к стенду обычным канцелярским клеем, как они начнут необратимо выцветать, не говоря уже о том факте, что больше никто не сможет взглянуть на обратную сторону экспоната. Бумажные экспонаты укрепляются на лапках, как марки в альбомах. К документу лапка приклеивается мучным клеем. Состав его таков: в литре горячей воды замешивается 10 г муки и 15 см3 глицерина. Клей варят 10—15 минут при 85—90° С, а потом, когда он охладится до 50°, добавляют еще 10 см3 40%-го формалина. С металлами не меньше проблем. Их лучше всего просто положить в витрину под стекло. А если понадобилось монтировать металлические предметы на стенде, то этого ни в коем случае нельзя делать с помощью пластилина. На месте крепления довольно быстро выступит пятно окисла. Крепить металлы можно только воско-канифольной мастикой. Теперь о климатических условиях в музее. Оптимален интервал температур от 15 до 25° С и влажность 55—60%- Причем страшны не столько сами отклонения от этих значений, сколько резкие колебания температуры и влажности. Вот тогда и выступает роса на металлических предметах, и корежится бумага. Поэтому за температурой и влажностью в музее необходимо постоянно следить. Если влажность мала, следует поставить по углам ванночки с водой, если велика — чаще проветривать помещение. А что касается света, то в данном случае чем его меньше, тем лучше. Для музея лучше использовать помещение, выходящее окнами на теневую сторону. Окна должны быть зашторены. Придется довольствоваться электрическим освещением. И все же самый главный враг музейных экспонатов — это самая обыкновенная пыль. Ведь в ней содержится масса агрессивных веществ. С этим врагом надо бороться беспощадно. Снимать пыль с экспонатов как можно чаще, а полы и витрины мыть самым тщательным образом. 61
|