Юный техник 1983-04, страница 77помещения, образовав таким образом кабину для диктора. Экраны могут быть использованы для изменения характера звучания и создания различных звуковых эффектов. При записи музыки их устанавливают между исполнителями, когда хотят, чтобы звуковой сигнал от одного инструмента не попадал в микрофон другого. (В первую очередь такой изоляции подвергают ударные инструменты.) Однако в этом случае экран должен быть достаточно низким, чтобы исполнители могли видеть друг друга. Полезно оставить тыльную сторону экрана необработанной — как говорят, акустически жесткой. При выборе помещения для записи музыкальных ансамблей в первую очередь следует руководствоваться числом исполнителей. Например, для записи эстрадных групп и камерных квартетов с числом исполнителей от 4 до 10 человек потребуется комната площадью 25—50 м2 с высотой потолка 3,5—4 м. Кроме количества исполнителей, следует учитывать и род ансамбля. Так, например, при одинаковом числе исполнителей в оркестре народных инструментов и духовом оркестре звучание их весьма различно по громкости. Чем сильнее звучание ансамбля, тем больший объем помещения требуется для его качественной записи. Поэтому духовой оркестр требует большей кубатуры помещения, чем оркестр народных инструментов. Чрезмерное заполнение помещения исполнителями приводит к значительному повышению среднего уровня громкости — так называемой акустической перегрузке помещения. Это лишает исполнителей чувства пропорции, благодаря которому каждый из них соизмеряет свое исполнение со звучанием ансамбля в целом. Кроме того, в помещении малых размеров слишком мало расстояние от исполнителей до микро фона. В результате микрофон оказывается в зоне слишком сильного преобладания прямого звука над отраженным. Из-за этого музыкальное произведение звучит искаженно, необоснованно выделяются отдельные группы инструментов. На качество записи может влиять и форма помещения. При выборе следует отдавать предпочтение помещению, имеющему соотношение сторон) близкое к так называемому «золотому сечению». Отношение размеров помещения (длина, ширина, высота) должно быть равно 5:3:2 или 2,5:1,5:1. Такое соотношение сторон дает преимущество не только с акустической, но и с чисто эксплуатационной точки зрения: удобнее размещать исполнителей.. Важно знать время р'евербера-ции выбранного помещения. Определить его очень просто с помощью гибкой дощечки шириной 8—10 см и длиной 40—50 см и секундомера. В помещении должна быть полная тишина. Один конец дощечки прижимаем ногой к полу, другой приподнимаем и придерживаем пальцем. Отпускаем конец дощечки (она ударяется об пол), одновременно запускаем секундомер. Резкий звук разносится по всему помещению. На слух определяем момент, когда отзвук в помещении заглохнет, по секундомеру записываем время измерения. Следует измерение повторить несколько раз в разных местах зала и по отдельным результатам вычислить среднее значение. Описанным методом удается вполне точно определить время реверберации, если оно больше 1 с (как вы помните, именно таким оно должно быть для записи музыки). Ошибка таких измерений обычно не превышает 0,1 с по сравнению с данными точного прибора. Если для записи предполагается использовать актовый зал, большую аудиторию или репетицион 74
|