Юный техник 1983-04, страница 76некие пористым материалом веек ячеек без разбора. Примерная потребность в материалах для оборудования речевой студии: фанера толщиной 4—6 мм для обшивки стен и потолка — гладкие листы — 20 м2, перфорированные листы- — 8 м2, фанера толщиной 8—10 мм для нижней панели — 10 м2, пористый заполнитель толщиной 50 мм — 8 м2, ковровые покрытия — 8—9 м2. В хорошо оборудованных студиях всю звукозаписывающую аппаратуру размещают в отдельном помещении — аппаратной. Но тогда между аппаратной и студией должно быть смотровое окно: это облегчит работу и звукооператора и исполнителя. В это окно необходимо вставить два стекла толщиной 6—8 мм каждое на расстоянии 10—15 см одно от другого. Дополнительную звукоизоляцию создаст тамбур с плотно закрывающейся дверью, обитой ватой и дерматином. Рекомендуемая планировка студии показана на рис. 4. Если в студии есть окно, то на время работы микрофона его следует закрывать изнутри толстым фанерным листом с прокладкой из пористого материала. Не будет лишней и тяжелая портьера на дверь и окно. Одной из причин искажения тембра звука при записи может быть резонанс. Резонировать в помещении могут оконные стекла, деревянные тонкие Панели, плохо пригнанные детали осветительных приборов, различные части мебели. Выявить резонирующие, дребезжащие элементы можно, воспроизводя в студии музыку с большой громкостью, например с магнитофона или проигрывателя. Все резонирующие предметы нужно укрепить или удалить. Непригодность ламп дневного освещения в студии очевидна из-за неустранимого треска дросселей. Не забудьте про телефон, если он имеется в помещении: на время записи его следует отключить. Мебель студии не должна скрипеть. Ножки ее должны быть «обуты» в резиновые колпачки или хотя бы обмотаны изоляционной лентой. С наружной стороны двери нужно установить световое табло («Не входить! Идет запись»), чтобы в самый ответственный момент непрошёный посетитель не сорвал проведение записи. Полезно сделать так, чтобы табло освещалось автоматически, как только будет включен микрофон. Удобным звукопоглощающим материалом может служить упаковочный гофрированный картон, развернутые картонные коробки, но особенно прокладки для упаковки яиц. Эти прокладки сделаны из очень рыхлой бумажной массы, имеют чередующиеся выступы и впадины. И то и другое очень хорошо для звукопоглощения. Полотнища из этих прокладок развешивают на стенах и под потолком, на расстоянии 10—20 см от него. Очень эффективно двухслойное покрытие. Первый слой картонных прокладок прибивают к. стенам обивочными гвоздями, второй приклеивают казеиновым или столярным клеем к первому так, чтобы выступы одного слоя сошлись с выступами другого. Таким образом, между слоями картона остается значительный слой воздуха. Для дополнительного звукопоглощения прокладки можно разложить .на полу, оставив дорожку для прохода. Если акустическая обработка всего помещения невозможна, можно использовать самодельные переносные звукопоглощающие экраны. Экран представляет собой деревянную раму на подставках, закрытую с одной стороны фанерой толщиной 6—8 мм (рис. 5). Образовавшийся короб заполняют мягким звукопоглОти-телем й закрывают материей, укрепленной на раме обивочными гвоздями. Такими экранами, например; можно отгородить угол 73
|