Юный техник 1983-07, страница 15был программный валик. Точнее, уже не валик, а большой цилиндр со множеством штифтов на поверхности. Составление программ, то есть умение определенным образом расположить штифты, требовало большого мастерства и опыта. На эту тему даже писали трактаты, например такой: «Искусство нотировать цилиндры». Умелые программисты записывали на цилиндрах произведения Моцарта, Россини, Вебера и других знаменитых композиторов. Самоиграющее фортепиано Все механические инструменты имели серьезный недостаток: звучание их было лишено тонкостей и нюансов. Мастера все время искали способы научить инструмент полноценно исполнять музыку. Удалось этого добиться только в начале нашего века, и до этого шли долгим путем. На этом пути много вех, мы остановимся лишь у главных. В конце восемнадцатого столетия было изобретено первое механическое пианино. Все тот же валик со штифтами, встроенный в корпус инструмента, через промежуточные детали приводил в действие молоточки, ударяющие по струнам. Затем построили механизм, с помощью которого любое фортепиано можно было заставить играть автоматически. К клавиатуре подкатывалась на роликах приставка, и ее механические пальцы нависали над клавишами фортепиано. Программный валик приставки при водил в движение пальцы, и те ударяли по клавишам. В середине прошлого века валик в приставке заменили перфорированной лентой. Действовало такое устройство довольно просто. Когда в какое-нибудь из отверстий ленты проходил воздух, он тотчас надувал маленькую подушечку. Надуваясь, подушечка воздействовала на толкатель, и тот ударял по клавише. Были и другие конструкции приставки, более хитроумные. Приставки с лентами дали возможность автоматизировать запись музыки. В программирующее устройство закладывалась лента, пока еще не перфорированная, а за фортепиано садился музыкант. Во время игры с каждым ударом по клавишам в ленте просекалось отверстие. Понятно, что при таком способе запечатлевалась Труба начинает звучать, когда при движении бумажной ленты прорези в ней совпадают с отверстием трубы. Чем длиннее прорезь, тем дольше звук. 13
|