Юный техник 1986-05, страница 17

Юный техник 1986-05, страница 17

разрыв, но самыми интересными для меня были испытания с манекеном.

Манекен пристегнут к сиденью металлической тележки. Перед тележкой — большой бетонный куб. В этот куб тележка и врежется на скорости в 50 км/ч. Если ремень выдержит — он хороший. А взят ремень самый обычный, с конвейера.

Испытатель включает рубильник, и тележка медленно отъезжает по рельсам от куба, останавливается.

Расстояние между кубом и тележкой всего метров пятнадцать, и я начинаю прикидывать, успеет ли тележка с манекеном набрать нужную скорость на столь небольшом отрезке пути, но в этот момент испытатель делает знак, чтобы я отошел подальше от рельсового пути, и Пауль Николаевич тянет меня за локоть назад.

Я не успеваю ничего рассмотреть. Лишь оглушительный грохот удара дает понять, что испытания закончены. Тележка стоит. Ремень цел.

— Скорость была повыше, чем предписано,— говорит Пауль Николаевич,— километров шестьдесят пять в час.

Как же тележка успела разогнаться? Какой мотор успел так разогнать огромную массу металла? Оказывается, мотора нет. К.тележке с обеих сторон прикреплены мощные, в руку толщиной, резиновые жгуты. Они и выстреливают тележку, как из рогатки, навстречу преграде. Теперь специалисты просмотрят снятый скоростным киноаппаратом фильм, проверят показания датчиков, измеряющих ускорения, и сделают соответ

ствующие выводы. У меня выводы свои: ремень цел, значит, он хороший.

Ремень и его испытания не имели бы, наверное, отношения к разговору об игрушках, если бы не упомянутое выше обстоятельство: и игрушки, и ремни безопасности делают одни и те же люди в одних и тех же цехах одного и того же предприятия. И добросовестность, которая не позволяет изготовить бракованный ремень, наверняка не даст выпустить недоброкачественную игрушку. Впрочем, все ли зависит от рабочих рук? Можно с уверенностью сказать, что игрушки-уродцы, которых немало в магазинах Таллина, да и других городов, тоже проходят отдел технического контроля, и технологического брака в них нет. Так почему же есть игрушки хорошие и плохие?

В музее игрушек «Нормы» у меня, у взрослого человека, разбегались глаза: виденные уже в магазине автомобили и вездеходы, электромузыкальные инструменты, светотиры, громкоговорящие устройства, с помощью которых можно вести оперативную связь... Игрушки, уже освоенные заводом, и — новые. Ни одной уродливой, ни одной, которую можно было бы назвать устаревшей морально.

Музей одновременно еще и рабочий кабинет главного конструктора по игрушкам Иллара Альбертовича Агура. У него и решил я узнать, что нужно, чтобы игрушка получилась хорошей.

— Ну как что,— сказал он.— Нужно работать, выдумывать новое.

Такой расплывчатый ответ

15