Юный техник 1989-09, страница 37

Юный техник 1989-09, страница 37

полнение — сто краснофлотцев, пришедших служить на флот по комсомольскому призыву. Это были первые посланцы комсомола, принявшего шефство над Рабоче-Крестьян-ским Флотом. Восемнадцатого июня 1923 года крейсер вышел на ходовые испытания. Началась новая служба крейсера-ветерана — кузницы командных кадров Советского Военно-Морского Флота.

Летом 1924 года крейсер «Аврора» совместно с учебным кораблем «Комсомолец» совершил одно из первых в истории Советского Военно-Морского Флота дальнее заграничное плавание. Первым пунктом захода был норвежский Берген. Пребывание в этом порту вылилось в настоящий триумф. Опрятный внешний вид советских кораблей, дисциплинированность краснофлотцев и командиров развеяли миф буржуазной прессы о «грязных, оборванных и голодных...». Позже такие походы для «Авроры» стали традиционными.

Второго ноября 1927 года ЦИК СССР наградил крейсер орденом Красного Знамени — так был открыт почетный список советских орденоносных кораблей.

В 1 933 году «Аврора» совершила свою последнюю кампанию. Лаг крейсера в тому времени отсчитал 120 тыс. миль. Котлы окончательно износились, и в обозримом будущем кораблю отводилась роль несамоходной учебной базы.

Каждую весну крейсер буксирами выводился на Восточный Кронштадтский рейд. Курсанты первых курсов военно-морских училищ занимались в корабель

ных классах: отрабатывали навыки владения оружием, участвовали в авралах... На зиму же «Аврора» передавалась соединению подводных лодок в качестве плавучей базы.

Еще одно лихолетье

Великую Отечественную войну крейсер встретил в городе Ораниенбауме (ныне Ломоносов). Ушли с корабля на фронт проходившие практику курсанты военно-морского училища имени Фрунзе. Редел и экипаж. Одни уходили на действующие корабли Балтфлота, другие — прямо в бой. Уже в первые недели войны три 76,2-мм и столько же 45-мм пушек вместе с расчетами передали Чудской военной флотилии, а в тревожные дни августа 1942 года, когда подразделения вермахта рвались к Ленинграду, в районе Вороньей горы установили девять 130-мм орудий с «Авроры», а кормовое — на бронепоезде «Балтиец».

Во второй половине сентября неподвижный и практически безоружный крейсер подвергся массированным налетам вражеской авиации и артобстрелам. 1 октября, приняв через многочисленные пробоины тысячи тонн воды, «Аврора» села на грунт. Но еще свыше двух лет, в тяжелых условиях блокады, старый крейсер из единственного зенитного орудия продолжал отражать атаки нацистских воздушных асов.

Вот выдержка из рапорта командира «Авроры» капитана 3-го ранга П. Доронина: «Доношу, что 14 августа 1943 года в 15. часов 05 минут противник начал артиллерийский обстрел

3*

35