Сделай Сам (Знание) 1989-12, страница 11

Сделай Сам (Знание) 1989-12, страница 11

чаях, когда в окно свстоприемни-ка попадает свет от яркого неба или источников света. Избежать подобных недоразумений можно путем наклона фотоэкспонометра к земле под углом примерно 45°. Это гарантирует, что свет от неба, имеющего очень высокую яркость, не повлияет па результаты измерения.

Результаты измерений счпты-ваются с калькулятора экспонометра в виде нескольких сочетаний пар «диафрагма — выдержка», например, выдержка V125 при диафрагме «8», Vzso — «5,6», V500 — «4» п т. д. При любой пз этих комбинаций, установленной на фотоаппарате, экспозиция получится одинаковой. Происходит это потому, что, выбирая меньшую выдержку, мы одновременно увеличиваем относительное отверстие объектива (и наоборот). Таким образом, несмотря иа различные значения величины диафрагмы и выдержки, количество света, воздействующее на светочувствительный слой, остается каждый раз неизменным. В этой связи может возникнуть вопрос: какую же пару выбрать, чему отдать предпочтение? Если производится съемка быстро движущихся объектов, то необходимо выбирать наименьшую выдержку из всех возможных, так как при длительных выдержках движущийся объект выйдет на снимке смазанным. Если же необходимо получить изображение с большой глубиной резкости, выбирают такую пару, в которой диафрагма имеет наибольшее значение: «11», «16» и даже больше.

Съемка и ее окончание. Необходимо правильно осуществлять спуск затвора, для чего следует нажимать на его кнопку плавно, без резких рывков, постепенно увеличивая давление. Срабатывание затвора должно происходить как бы незаметно для самого фо

Рис. 7. Определение экспозиции по интегральной яркости

тографа. Особеппо строго нужпо придерживаться этого правила, снимая объективами с большим фокусным расстоянием п с предельно большими выдержками, то ость когда съемка производится с рук с выдержкой Узо или Чт с. Резкое нажатие кнопки затвора вызывает смазку изображения даже при относительно коротких выдержках, таких, как

'/125 И '/250 С.

Периодически проверяйте исправность затвора фотоаппарата н своего фотоэкспонометра. В случае появления недодержек или передержек показания экспонометра рекомендуется сравнить с показаниями заведомо исправного прибора.

После того как вся пленка отснята, о чем судят по счетчику кадров, ее обратно перематывают в кассету, предварительно отключив механизм транспортирования пленки в соответствии с инструкцией к фотоаппарату. Снимая последние кадры, нужно очень осторожно взводить затвор и переводить кадр. В случае резкого поворота рычага легко оторвать язычок пленки от катушки кас-

Р и с. 8. Определение экспозиции по яркости сюжетно важной поверхности

сеты, после чего обратная перемотка пленки в нее станет невозможной. В подобном случае разряжать аппарат придется либо в зарядном рукаве, либо в темном помещении.

После перемотки пленки ее конец сам отсоединяется от прием-ион катушки фотоаппарата, что хорошо чувствуется по усилию перемотки пли па слух. По окончании перемотки крышку аппарата открывают, извлекают кассету с отспятой пленкой п, если предусматривается продолжение фотосъемки, снова заряжают фотоаппарат.

НАЗНАЧЕНИЕ И ПРИМЕНЕНИЕ СВЕТОФИЛЬТРОВ

Светофильтры являются неотъемлемой частью почти при каждом виде фотосъемок. Хороший снимок па натуре в ряде случаев вообще невозможно сделать без светофильтра. Если, папример, снять па черно-белую пленку без светофильтра летний пейзаж с синим небом и белыми облаками па нем, то па отпечатке относительно темное сипее пебо выйдет абсолютно белым и облака на нем будут пе видпы, природная же растительность и светлый песчаный берег реки получатся излишне темными, то есть произойдет нарушепие естественных тональных соотношений в объекте съемки. Нарушение тоновоспропзведения объясняется тем/ что спектральная чувствительность пленки существенно отличается от спектральной чувствительности глаза человека. Как видно из приводимого графика (рис. 9), глаз имеет м аксимальную чувствительность к желто-зеленым лучам, тогда как максимум чувствительности фотопленки приходится па невидимые для нас ультрафиолетовые лучи. К синим лучам, которые нам кажутся темными, пленка имеет тоже большую чувствительность, в результате чего синий цвет на снимках выходит белым. Зеленые цвета, наоборот,