Сделай Сам (Знание) 1989-12, страница 8Рис. 4. Положение пленки при зарядке фотоаппарата иным боковым углом относительно Направления съемки, является наиболее благоприятным, потому что дает хорошо различимую тень. Изображение освобождается от излишней пестроты и становится более выразительным вследствие того, что мелкие предметы в теневых участках снимка не воспроизводятся. При боковом освещении на снимках лучше воспроизводится глубина пространства, объем. Наиболее часто используется фронтально-диагональный вариант направленного освещения при углах падения солнечных лучей в пределах 45—65° относительно направления съемки. It о н т р о в ы й свет — это свет, падающий па объект съемки сзади, навстречу направлению съемки. Чисто контровый свет используется относительно редко, чаще снимают при различных вариантах такого освещения, называемого боковым контражуром. Полученные прп таком освещении снимки имеют обычно темную тональность, так как большая часть объекта съемки оказывается затененной. Перегруженность снимка деталями исчезает, резко очерчиваются контуры предметов, по их краю возникают живописная световая кайма, сияние и другие световые эффекты. На снимках, сделанных в контражуре, хорошо прорабатывается воздушная среда, создавая иллюзию глубины пространства. Несмотря на некоторую трудность съемок против света с точки зрения определения экспозиции, такой вид освещения дает большие возможности фотолюбителю для создания нестандартных снимков. Общий световой рисунок снимков завпспт также от высоты g солнца над горизонтом. Вариан тов такого освещения очень много, поэтому обратим внимание па тот лишь факт, что при низко стоящем солнце сильнее освещаются вертикальные поверхности (стволы деревьев, фигуры людей, стены зданий), тогда как горн-" зонтальные поверхности, включая поверхность земли, оказываются затененными. При высоко стоящем солнце, особенно в часы, близкие к полудню, картина меняется на противоположную: сильнее освещаются горизонтальные поверхности, а вертикальные освещены слабо. К тому же обычно повышаются контрасты, тени становятся короткими, маловыразительными, пространство на таких снимках воспроизводится плохо. По этой причине съемки в ранние утренние и вечерние часы предпочтительнее, чем в середине дня, особенно летом и в южных районах. Снимая прп направленном освещении, используют противо-солнечную бленду, что улучшает качество снимков. Прп съемке в контровом свете это правило должно выполняться неукоснительно из-за большой вероятности возникновения рефлексов и появления паразитных засветок негатива. Рассеян иное освещение наблюдается либо при пасмурной погоде, 'либо в том случае, когда объект съемки находится в тени каких-либо нредме тов и освещается светом, отраженным от небосвода. Особый впд рассеянного освещения — сумеречное бывает перед восходом или после заката солнца. При рассеянном освещении объект съемки освещается равномерно по всей площади, густые тени отсутствуют, изображение • создается только в результате разницы собственных тонов предметов, то есть различия в их яркости. Казалось бы, что такое освещение малопригодно для фотосъемок, так х?ак из-за отсут ствия четких теней плохо передается объем и пространство и снимки оказываются перегруженными мелкими деталями (как и при фронтальном освещении). Прп съемке людей в глазных впадинах, под носом и подбородком образуются затенения, изменяющие черты лица. Поэтому съемок при пасмурной погоде обычно избегают. Однако почти всем приходилось видеть сделанные при рассеянном освещении высокохудожественные снимки туманного утра, грустпые осенние пейзажи, картины летних н Зимних сумерек. Подобные .съемки требуют большого мастерства, опыта, умения подобрать тональные соотношения предметов, включаемых в кадр. Большое значение имеет при этом хорошее владение негативной и позитивной техникой. В противном случае снимки, сделанные при рассеянном освещении, получаются серымп, скучными п малоинтересными. Заметим, что, снимая при естественном освещении, чаще всего приходится иметь дело с комбинированным освещением, петому что чисто направленного или чисто рассеянного освещения в природе не существует: в ясную погоду тени подсвечиваются светом рассеянным, отраженным от различных предметов, в пасмурную погоду свет фактически падает на объект сверху, со стороны неба, то есть имеет выраженную направленность. По мере накопления опыта фотолюбитель научится использовать преобладание того или иного вида света, добиваясь наибольших выразительных результатов. В ряде случаев фотолюбителю приходится снимать и при и с -к у с с т в е н н о м освещении. Его источники — обычпы'е лампы накаливания, специальные перекальные фотолампы, -галогенные лампы и импульсные фотоосветители (11ФО). Ламп ьт н а к а л и в а и и я общего назначения редко используются для фотосъемок вследствие певысокой световой отдачи. Имея большой срок службы (до 1000 ч), они работают при низкой температуре нагрева вольфрамовой нити, в результате чего в их спектре мало наиболее ак-тпничных (оказывающих свето-химическое воздействие) синих и голубых лучей. Специальные фотолампы имеют колбу, заполненную аргоном, и нить, работающую в режиме перекала, в результате чего световая отдача и спектральный состав света этих ламп делают их более пригодными для фотосъемок. Срок
|