Сделай Сам (Знание) 1989-12, страница 9Рис. 5. Рефлекторы для фотопамп службы фотоламп невелик — пе более 6—8 ч. Поскольку колбы таких ламп в процессе работы быстро темнеют, замепять их приходится еще до перегорания нити. На рис. 5 показаны рефлекторы для фотоламп. К наиболее современным источникам искусственного света относятся галогенные лампы. Они обладают большой светоотдачей, хорошими спектральными характеристиками, малыми размерами и не темнеющей в ходе эксплуатации колбой из кварцевого стекла. Срок их службы от 20 до 50 ч. Обычпо освещение объекта съемки производится несколькими лампами, помещаемыми в специальные фотоосветители. Для смягчения света и регулирования световою потока используют р а с с с и в а т с л и из сетки, марли, кальки, а также отражатели пз белой ткани, бумаги, фольги. Импульсиыо фотоосве-т и т е л и' (л а м п ы - в с п ы ш -к и) — источники мгновенного действия, имеют небольшие размеры и могут использоваться в отличпе от электроламп в любых условиях, поскольку имеют автономный источник питания и обладают достаточной мощностью. ИФО выпускаются двух типов: многоразового (до 10 ООО вспышек) н одноразового использования. Несмотря па определенные удобства, съемка с ИФО имеет и ряд недостатков: освещение от них очень коитрастпо, вследствие ярко выраженной направленности создает густые резкие тени. Ограниченная мощность импульсных осветителей приводит к тому, что освещенность переднего и задних плапов получается очень различной. Поэтому ИФО чаще всего используют прп ре-портажиой фотосъемке, где применение других источников света невозможно. Выбор грапиц кадра. С этой операции начинается собственно процесс ф.отографироваппя. Приступая к съемке, фотограф должен четко представлять себе, что именно он хочет сфотографировать: какой-то конкретный объект (человека, предмет, здание п т. п.), пейзаж с передним планом или вообще впц окружающей местности. Снимая людей, предметы, нужно так выбпрать крупность плана, чтобы ничего липшего и пеиужпого в кадр не цопало. Прп съемке пейзажей также стараются включать в кадр минимум элементов, избегая соблазна зафиксировать в одном кадре абсолютно все. Желанно «объять необъятное» — наиболее распространенная ошибка начинающих фотолюбителей, в результате чего на еппмке появляется мпого мелких, второстепенных и трудноразличимых деталей. Цель, к которой стремился автор подобного еппмка, — дать в одном кадре полное представление о снимаемом сюжете — не достигается, снимок не обладает необходимой композиционной стройностью н выразительностью. «Совершенство достигается не тогда, когда нельзя уже ничего прибавить, по когда уже ничего нельзя отнять» (Аитуап де Сент-Экзюпери). Наводка на резкость. Операция наводкп на резкость в зависимости от конструкции фотоаппарата может производиться субъективно но шкале расстояний пли при объективном контроле результата, например, по матовому стеклу. Обычно при съемке объектив фокусируется на главный объект, а при съемке людей крупным планом — по глазам фотографируемых. При съомке пейзажей фокусировка производится либо по среднему плану, либо по самым удалевпым предметам («на бесконечность»), однако в этих случаях следует придерживаться правила: элементы переднего плана, если они включаются в кадр, всегда должны быть воспроизведены резко. Если нерезкость заднего плапа вполне допустима, а иногда даже и желательна для создания эффекта глубины пространства, то нерезкость переднего плана приведет фактически к браку. Снимки с недостаточно резким передним планом всегда оставляют очень неприятное впечатление. Глубина резко изображаемого пространства на еннмке зависит от трех факторов: фокусного расстояния объектива, плоскости его наводкп на резкость и величины диафрагмы. Короткофокусные объективы при прочих одинаковых условиях имеют большую глубину резкости, а длинно-ф о к у с н ы е, наоборот, — меньшую. Получающуюся глубину резкости при каких-то значениях диафрагмы и плоскости наводки в зеркальных однообъективных аппаратах оценивают по матовому стеклу, что является большим достоинством таких камер. В шкальных п дальномерных фотоаппаратах подобная оценка ведется косвенным путем с помощью калькулятора глубины резкости, имеющегося па опрвве каждого объектива. Сфокусировав объектив на какой-либо предмет по этому калькулятору, легко определить, при каком значении диафрагмы будет обеспечиваться необходимая глубина резкости. Определение экспозиции. Как уже говорилось, экспозицией называется количество света, воздействующее на светочувствительный слой во время съемки. Значение экспозиции зависит от яркости объекта съемки, размеров относительного отверстия объектива (диафрагмы) и выдержки — времени, па которое открывается доступ света к пленке затвором фотоаппарата. Количество света должно быть строго дозировано. При недостатке пли избытке количества света, воздействующего на пленку, получение фотографического изобра-жения становится невозможным. Однако и при какой-то средней экспозиции не все элементы снимаемой сцены могут быть на снимке воспроизведены. Это объясняется тем, что различные участки спены освещаются по-разному: одни могут находиться
|