Вокруг света 1955-05, страница 12

Вокруг света 1955-05, страница 12

На снимках (сверху вниз): башня «Кафедра» в «Храме литературы»: улица в Ханое; ворота «Храма двух сестер».

I

хранить или реставрировать памятники старинной вьетнамской архитектуры. Недалеко от Западного городского озера стоит полуразвалившийся от древности буддийский «Храм двух сестер», возглавивших, как гласит предание, народное восстание против завоевателей. Он построен в стиле китайских пагод и был украшен раньше золотыми статуэтками Будды. Их украли в годы оккупации. На темных стенах храма сохранились лишь замечательные барельефы, изображающие разъяренного тигра, возносящегося к небу дракона, слона, попирающего ногами змею, аиста с цветами лотоса в клюве.

Если пойти от «Храма двух сестер» на север, то на улице Фан Дин Фун можно увидеть остатки бывших Северных ворот ханойской крепости. Любой прохожий покажет вам в каменной стене глубокую, почерневшую от времени выбоину. Это след первого ядра, выпущенного французской артиллерией, начавшей варварскую бомбардировку столицы Вьетнама утром 4 апреля 1872 года. Улицей Раненого Сердца называют с тех пор вьетнамские патриоты улицу Фан Дин Фун.

С конца прошлого столетия в Ханое резко выделились «европейская» и «туземная» части. На широких, выложенных каменными плитами улицах «европейской» части один за одним вырастали фешенебельные особняки и роскошные отели, богатые магазины и частные гаражи, многоэтажные здания индо-китайского колониального банка, дома французского губернатора, командующего экспедиционным корпусом, начальника полиции. Здесь разбивали тенистые парки и зеленые скверы. И, наоборот, «туземная» часть города, где кривые улочки настолько узки, что в них не разминутся и две повозки, где в тростниковых, обмазанных глиной и крытых рисовой соломой хижинах ютились ханойские бедняки, становилась все мрачнее и грязнее. Здесь жили вьетнамцы, «рабы», от зари до зари гнувшие спины на колонизаторов.

Это был район опиекурилен и винных лавок. На каждом углу встречаешь здесь старые вывески, на которых изображены вьетнамцы, курящие опий или пьющие коньяк «Мартель». Восьмого сентября 1934 года французский журнал «Заря Индокитая», выходивший в Ханое, сообщил: «Французская администрация решила, что с сего дня каждый состоящий на учете должен потреблять семь литров алкоголя в месяц... Сумма, причитающаяся за установленное количество литров алкоголя, вносится сполна... Потребление алкоголя в Ханое, Тонкине и Аннаме (Северный Вьетнам и Центральный Вьетнам. — Ред.) обязательно, а в скором времени это положение будет распространено и на Кохинхину (Южный Вьетнам. — Ред.) и весь остальной Индо-Китай» До французского владычества вьетнамцы не знали даже вкуса алкогольных напитков.

На границе между «европейскими» и «туземными» кварталами колонизаторы построили тюрьму Ша-Тьен.

Проходя по улицам «европейской» части города, обращаешь внимание на пустующие пьедесталы, с которых сняты бронзовые фигуры французских генералов, отличившихся в кровавом порабощении Вьетнама. Памятники французским захватчикам разрушили японские захватчики, временно сменившие первых в сентябре 1940 года. Лучше от этого вьетнамскому народу не стало. В тот год во Вьетнаме умерло от голода два с лишним миллиона человек. Население «туземной» части Ханоя сократилось более чем на пятьдесят тысяч.

...Перед дворцом бывшего наместника императора Вьетнама лежит обширная площадь Ба-Динь, превращенная ныне в зеленый сквер с большой цветочной клумбой посредине в виде пятиконечной звезды. В центре площади на высокой металлической мачте развевается алое знамя нового Вьетнама. Здесь 2 сентября 1945 года в присутствии

Предыдущая страница
Следующая страница
Информация, связанная с этой страницей:
  1. Наш край в 12 столетие глина

Близкие к этой страницы